«Главным приоритетом государственной политики должен стать человек!»

В Сейме очень часто звучат предложения от депутатов объединения «Центр согласия»

Причем большинство из них направлены на улучшение жизни простого человека. О приоритетах политического объединения рассказал корреспонденту «Миллиона» председатель «Центра согласия»
 Нил Ушаков.

– Предложения, конечно, вещь хорошая. Но нашим читателям хотелось бы узнать, чего конкретно удалось добиться?
bq. За последнее время нам удалось довольно многого добиться в социальной сфере.
Полицейские, пожарные и пограничники получили те же социальные гарантии, что и чиновники: у них теперь есть право получать отпускные и повышеннное пособие по уходу за ребенком.

Пособие для участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС привязали к минимальной зарплате, и благодаря этому оно было увеличено в четыре раза.

Удалось и продлить срок действия нормы, позволяющей уйти на пенсию несколько раньше наступления пенсионного возраста. Для многих людей предпенсионного возраста – это выход: найти нормально оплачиваемую работу им очень трудно.
Наша недавняя победа – увеличение необлагаемого налогами минимума пенсий до 165 латов, что приведет к росту пенсий для более чем 50 тыс. человек. В дальнейшем мы намерены бороться за то, чтобы пенсии вообще не облагались налогами, поскольку свой долг перед государством пожилые люди, которые и так с трудом сводят концы с концами, уже выполнили.

Обратившись в Конституционный суд, мы добились того, что молодые мамы, воспитывающие ребенка до года, смогут работать, не теряя все пособие. Сейм принял решение, что работающая женщина может работать, сохраняя за собой 50% пособия по уходу за малышом. Мы считаем, что это тоже несправедливо, и намерены бороться за то, чтобы женщины могли работать и получать пособие в 100%-м размере.

Мы предложили идею выплачивать овдовевшим пенсионерам часть пенсии ушедшего из жизни супруга. Ведь сейчас супружеская пара пенсионеров так распределяет доходы – одна пенсия уходит на оплату квартиры, а вторая на питание, и хорошо, если хватает па лекарства. Если из жизни уходит муж – жена уже вынуждена экономить на еде. И в такой ситуации находятся многие пожилые женщины, ведь мужчины у нас живут меньше. Мы считаем, что как минимум 30% пенсии покойного супруга (-ги) должна получать его жена (муж).

Сейчас в Сейме рассматривается еще одна наша инициатива – дать право выйти на пенсию по выслуге лет представителям наиболее опасных профессий в таких сферах как авиация, железнодорожный и морской транспорт. Очевидно ведь, что такие профессии как машинист или диспетчер связаны с возрастом! Будем мы бороться и за то, чтобы люди, работающие на вредных производствах, могли уйти на пенсию раньше срока.

И наконец, мы намерены требовать повышения необлагаемого налогами минимум зарплат до как минимум 50% от размера минимальной зарплаты. Поскольку минимальная зарплата в нашей стране все-таки повышается, то одновременно с ней будет расти и необлагаемый налогами минимум, что выгодно и для работников, и для работодателей.

– Звучит обнадеживающе. Но, как в прошлом говорили мудрые люди, «для осуществления любых проектов необходимы три составляющих – деньги, деньги и еще раз деньги». Понятно, что средства в государственной казне есть. Как по–Вашему, рационально ли они распределяются и можно ли изыскать деньги для того, чтобы легче стало жить простому жителю Латвии?

Главным приоритетом государственной политики должен наконец-то стать человек. Государство обязано помогать тем, кто в этом действительно нуждается — довести до уровня прожиточного минимума размер пенсий, пособий, минимальной зарплаты. Тем же, кто хочет учиться, способен работать и зарабатывать, нужно дать такую возможность. Сейчас большинство молодых людей не видят перспектив в Латвии, и нам надо работать над тем, чтобы эти перспективы появились. Ведь если молодежь не видит перспектив в стране, то у страны просто нет будущего. Когда я заканчивал школу и собирался поступать в университет, отец у меня был уже на пенсии по инвалидности, а мать была без работы. Я очень хорошо знаю, что значит, когда продукты питания покупаешь не в килограммах, а в штуках – три сосиски и два яблока, я знаю, что значит, когда иногда приходится продавать вещи из дома. И я знаю, что когда речь идет о трате денег, нужно отчетливо понимать, что является приоритетом, а что – нет. Сэкономить на всем для того, чтобы поступить в университет – это правильная трата денег. Набрать денег в долг и купить суперсовременную мебель – это по меньшей мере глупость, а по сути – безответственность перед близкими.

То, как расставляются приоритеты в Латвии, нельзя назвать даже глупостью. Это именно безответственность, а может быть даже и преступление. Потратить примерно 160 млн. латов на Национальную библиотеку, когда более 10 тыс. семей находятся перед угрозой выселения из денационализированных домов – это преступление. За 160 млн. латов можно построить примерно 7,5 тыс. квартир и в значительной мере решить проблему жильцов денационализированных домов. И мы будем добиваться того, чтобы проект строительства Национальной библиотеки был заморожен, а средства были потрачены на помощь людям, которые вынуждены жить в хозяйских домах.

Еще один пример – для того, чтобы всем пенсионерам поднять пенсии до уровня нынешнего прожиточного минимума примерно в 110-150 латов в месяц, нужно около120 млн. латов в год. Правительство говорит, что этих денег нет. А на самом деле деньги есть. Уже несколько лет в социальном бюджете Латвии образуется избыток средств. В этом году он составит, по прогнозам, около 80 млн. латов. Но эти средства правительство намерено тратить не на повышение пенсий, а на совсем иные цели, не связанные с решением социальных проблем.

– Я готова подписаться под всеми Вашими предложениями. Однако чтобы объединение «Центр согласия» добилось успеха, очень важно не только преодолеть 5% барьер на выборах в Сейм, но и попасть в правительство. Имеются ли у Вас какие-либо планы на этот счет?
bq. Главный козырь «Центра согласия» – это наша команда. Это люди с огромным успешным опытом работы как в оппозиции, так и во власти. Сергей Долгополов был одним лучших вице-мэров Риги, Янис Адамсонс – одним из самых профессиональных министров внутренних дел. На велодорожке, построенной мэром Риги Альфредом Рубиксом, за двадцать лет появились только две небольшие ямы.  Алексей Видавский был одним из самых уважаемых мэров Даугавпилса.

Наша парламентская фракция во главе с Янисом Урбановичем в крайне тяжелые условиях, когда 80 мест из 100 принадлежит правым и крайне правым партиям, успешно добивается принятия социально ориентированных законов. Наш представитель в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ)  Борис Цилевич уже много лет один отстаивает права нацменьшинств и неграждан.

Я назвал всего лишь часть профессионалов из «Центра согласия». В условиях, когда страна катастрофически нуждается в профессиональном управлении, мы уверены в том, что наш опыт и наши навыки будут востребованы. И очень скоро мы сможем начать работать в правительстве на благо всей Латвии.

– Почему бы Вам не объединиться с «ЗаПЧЕЛ», ведь по сути обе политические силы ставят похожие цели? Или вы – политические конкуренты?
Мы не являемся конкурентом «ЗаПЧЕЛ», а «ЗаПЧЕЛ» не является нашим конкурентом. У нашего объединения есть два главных приоритета: решение социальных и национальных проблем страны. Когда «Центр согласия» говорит о национальных проблемах, мы имеем в виду, что русскому языку как языку крупнейшего лингвистического нацменьшинства должен быть предоставлен официальный статус. Наше объединение активно борется за отмену бездарной реформы русских школ. То, что сделали с латвийскими негражданами – это подлость. Лишение сотен тысяч жителей страны латвийского гражданства было сделано в лучших традициях местной политики – «взяли и кинули».

«Центр согласия» не является этнической партией. Мы – политическое объединение, которое в полной мере можно назвать многонациональным, по сути, единственное такое объединение на политической арене Латвии.

Мы рады, что по вопросам решения национальных проблем мы можем сотрудничать с «ЗаПЧЕЛ». И это значит, что у русскоязычных граждан и неграждан есть по меньшей мере две политические силы, которые активно защищают их интересы. Это очень хорошо, что у русскоязычных избирателей есть выбор. Ситуация, когда только одна политическая сила получает «монополию» на «русские голоса», не оптимальна. Монопольное положение дает политикам возможность расслабиться, а здоровая конкуренция между политическими силами заставляет работать лучше и эффективнее.
– Спасибо за интервью.

27.07.2006 , 15:57

Наталья АСТРАТОВА


Написать комментарий