Сейм Латвии: защитники русских школ – угроза национальной безопасности

Теме внутренней безопасности государства в связи с реформой образования-2004 посвятили сегодня свое совместное заседание две парламентских комиссии Латвии – по обороне и внутренним делам, и комиссии по национальной безопасности. Правящие партии беспокоит массовое движение против реформы, которое возглавляет Штаб защиты русских школ. Напомним, манифестации, пикеты и забастовки школьников уже привели к отмене нормы Закона об образовании, что предусматривала перевод с сентября 2004 года обучения в старших классах средних школ Латвии только на латышский язык. Но по-прежнему осталась процентная пропорция в 60:40 в пользу латышского языка, что большинство учащихся на русском тоже не устраивает, и акции протеста лишь набирают силу.

Как поддерживается порядок в ходе подобных акций, на объединенном заседании отчитывалось руководство Государственной полиции и Полиции безопасности (ПБ). Им мрачно внимали приглашенные по такому случаю представители Министерства образования и науки. Чиновные полицейские козыряли протоколами задержаний и наложенными штрафами (в том числе и на депутатов парламента и столичного самоуправления): за помятую траву, помехи транспорту, несоблюдение пикетирующими предельно допустимого расстояния до правительственных зданий и пр. А также жаловались на возросшую нагрузку, мол, надзор за протестующими отнимает уйму времени и сил в ущерб прочим обязанностям: проводятся дополнительные рабочие совещания, задействованы мобильные силы, опять же активистов нужно снимать на видеопленку, а их десятки тысяч. Затем последовали неутешительные выводы. По словам главы ПБ Яниса Рейникса, его ведомство очень беспокоит, что акции протеста становятся все шире и агрессивнее. При этом он уверен, что “школьники – только инструмент для увеличения политического капитала накануне предстоящих муниципальных выборов, а организаторы акций, по информации ПБ, готовятся выдвинуть новые требования, не связанные с реформой – ввести в Латвии официальное двуязычье и нулевой вариант получения гражданства”. Как допустили такую ситуацию, пояснил экс-министр образования, депутат Сейма Карлис Шадурскис: "Штаб, в сущности, действует как политическая организация, которая нигде не зарегистрирована – своеобразный клуб по интересам единомышленников. У них нет ни счета в банке, с которого можно снять деньги на оплату своих мероприятий, ни какой-то определенной структуры. И правоохранительным органам очень сложно отслеживать события, тем более, что в них участвуют депутаты Сейма и Рижской думы, которые фактически действуют в незаконной политической организации (имеется в виду объединение “За права человека в единой Латвии” или ЗаПЧЕЛ. – ИА REGNUM)". “Действительно, в незарегистрированной организации трудно отследить движение финансов, в отличие от того же ЗаПЧЕЛ, чьи представители активно участвуют в деятельности Штаба”, – согласился с ним Я. Рейникс. На сакраментальный вопрос “что делать”, ответил министр образования Юрис Радзевич: “Налицо психологическое давление на несовершеннолетних и надо что-то предпринять. Полиция бессильна против бастующих, и мы попробуем законодательно лишить их возможности протестовать”. Любопытно, каким образом? Это уже пояснил экс-премьер Эйнар Репше (партия “Новое время”), предложивший “точнее” квалифицировать правонарушения штабистов: “Нужно найти и применять другие формулировки, чтобы истинные организаторы акций попали за решетку, в том числе и по уголовным статьям”. Полиции же он предложил действовать, как при борьбе с организованной преступностью и мафией.

На этой “оптимистической” ноте журналистов попросили удалиться, а комиссии продолжили заседание в закрытом формате. При этом полицейские поделились уже конкретными планами по предотвращению возможных беспорядков с тем, чтобы акции протеста не поставили под угрозу государственную безопасность. Какими – государственная тайна. В свою очередь, обе комиссии призвали стражей порядка и безопасности государства по возможности быстрее найти истинных организаторов акций и привлечь их к “реальной ответственности”. Депутаты также обратились к директорам школ с просьбой не поддерживать акции протеста и сообщать о незаконной активности противников реформы. "Прошедшая дискуссия – политический наезд на наше объединение и ничего более, – прокомментировал ИА REGNUM ход заседания депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Николай Кабанов. – Акции протеста называют беспорядками, что абсолютно неприемлемо. Беспорядки – это уголовно наказуемое преступление, сопровождающееся разрушениями, поджогом машин, избиениями и пр. Ничего подобного в данном случае не происходило. Между тем, например, в Берлине на 1 мая антиглобалисты сожгли чуть ли не половину города. Я просто возмущен беспардонностью некоторых депутатов – господина Репше и др., а также тому, как “застенчиво” вели себя представители правоохранительных органов. Однако главы полиций пусть и не прямо, но хотя бы косвенно, заявили, что никакого нарушения порядка со стороны участников акций против реформы-2004 не было. Что касается регистрации Штаба защиты русских школ, то он не является организацией, и, к примеру, тот же предвыборный штаб партии Эйнара Репше “Новое Время” никто не регистрирует, как отдельное юридическое лицо. Штаб – это временный рабочий орган для решения конкретных задач".

Кстати, активисты Штаба не собираются сидеть, сложа руки, пока правящие партии будут пытаться “законодательно лишить их возможности протестовать”. О своих планах ИА REGNUM рассказал член Штаба, депутат Рижской думы Геннадий Котов: “Недавно Сейм принял поправки к Закону о собраниях, уличных шествиях и пикетах, по которым депутаты свои встречи с избирателями должны теперь согласовывать с местной властью. Это напрямую ограничивает свободу собраний, которая гарантирована Конституцией Латвии. В ближайшее время мы обратимся с жалобой в Конституционный суд, и если он не найдет здесь нарушений, то жалоба будет подана в Европейский суд. Мы убеждены, что выиграем это дело – я сам буду его вести. Возникла совершенно абсурдная ситуация, на которую нас теперь ловят и составляют административные протоколы. Нас стараются вывести за рамки правового поля, искусственно создавая прецеденты, когда мы становимся правонарушителями. Хотя обычно ничто не мешает согласовать мероприятие. Но, к примеру, на акцию 16 апреля подавалось 4 заявки в Рижскую думу, но ни одна из них так и не была согласована”.

12.05.2004 , 17:34

regnum.ru


Темы: ,
Написать комментарий