Землетрясение возможно везде

Но определить, когда оно начнется, наука не в состоянии

Ведущий латвийский сейсмолог Валерий Никулин надеется, что после вчерашнего землетрясения в бюджете найдутся средства на создание пяти станций, необходимых для изучения процессов, происходящих у нас под ногами. Данные же этой гипотетической сети могли бы использоваться для анализа сейсмотектонической активности, что важно при возведении объектов государственного значения — гидротехнических сооружений, нефтетерминалов, трубопроводов.

О терминологии

— Первый вопрос, который, думаю, до сих пор задают себе жители Латвии: что это было?
— По данным авторитетных источников, в Калининградской области возле границы с Польшей были зарегистрированы два подземных толчка — в 14.05 и в 16.32 по рижскому времени. В обоих случая гипоцентр, то есть место, откуда началось землетрясение, находился на глубине 10 километров. Для Восточно-Европейской платформы, на которой расположены страны Балтии, это стандартная глубина. Магнитуда первого толчка составила 4,8 по шкале Рихтера, второго — 5.
На самом деле шкала Рихтера для обычного человека по большому счету не должна быть интересна, поскольку она характеризует энергию землетрясения. С чьей-то легкой руки ее стали использовать в официальных сводках и в прессе, но на самом деле силу толчков лучше определять по другим шкалам, которые показывают степень сотрясения поверхности Земли — баллы. Потому что землетрясение магнитудой 5 баллов по Рихтеру, произошедшее на глубине, скажем, три километра, будет куда разрушительнее, чем случившееся дальше от поверхности. Правда, оценку интенсивности сотрясений мы сделали только для Лиепаи (3,5 балла первый толчок и 3,8 балла второй толчок по 12-балльной международной шкале интенсивностей MSK-64).

Вопрос времени

— Но ведь считается, что Прибалтика не тот регион, где подобные катаклизмы вообще возможны.
— Не совсем так. Накопление тектонического напряжения происходит повсеместно. Земная кора поделена на “блоки”, и они подвергаются тектоническому воздействию. Под давлением один “блок” упирается в другой, а в какой-то момент прочность материала, из которого они состоят, не выдерживает, и возникает разлом. Или же происходит быстрое движение по уже существующему разлому. Так что землетрясение может произойти практически в любой точке планеты.
— Мы в этом уже убедились. В новостных агентствах ученые даже утверждают, что в скором времени могут произойти новые подземные толчки.
— Эту информацию я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Даже в сейсмически активной и напичканной аппаратурой для исследования Калифорнии ученые часто не могут предсказать сильные землетрясения. То есть определить место, где может трясти, не проблема — большая часть потенциально опасных точек известна. Узнать максимальную силу толчков в конкретном районе тоже возможно. Главный вопрос — как вычислить время начала такого процесса. К сожалению, у науки пока нет на него четкого ответа.

Станции государственной важности

— Особенно у латвийской. Известно, что сейсмология в нашей стране находится на правах сиротки.
— Это так. Эстонцы участвуют в программе “Геофон”, которую курируют немцы, и потому в Тарту работает современная сейсмологическая станция со всем необходимым оборудованием. В Литве такие же объекты обеспечивают безопасность Игналинской АЭС: если аппаратура сообщит о приближении мощной сейсмической волны, реактор будет остановлен.
Я же два года назад по заказу Латвийского агентства среды составил проект сети из пяти таких станций. Их оборудование обошлось бы всего в 70 тысяч латов. Но до сих пор госструктуры не дали никакого ответа насчет возможности реализации проекта.
А ведь он мог бы сослужить стране неплохую службу.
В Латвии достаточно тектонических разломов — основная зона разломов начинается возле Лиепаи, проходит через Ригу, Валмиеру и “поворачивает” на Псков. Их наличие необходимо учитывать при строительстве объектов государственной важности. Например, нефтетерминалов или гидротехнических сооружений, чтобы они не оказались в неблагоприятной зоне или создавались с поправками на возможную сейсмическую активность. А сейчас у нас есть одна устаревшая станция в Валмиере, и с ее помощью мы не сможем даже определить эпицентр землетрясения, если оно произойдет на территории Латвии.

23.09.2004 , 11:14

Кирилл Резник-Мартов


Темы: ,
Написать комментарий