Цыганская жизнь как пустой барабан 1

Бытие цыган во все времена отличалось некой загадочностью. Как и теперь, когда, казалось бы, все доступно и прозрачно. Причина, вероятно, кроется в том, что представители этой старейшей в Латвии национальности не привыкли выставлять свой быт напоказ. Может, потому мы думаем о цыганах, как о людях, способных лишь гадать, обманывать или продавать курево. Чем сегодня живут цыгане, каковы традиции, менталитет и обычаи этого загадочного народа?

Как цыгану без обмана?

В провожатые по Юдовке и Гриве — местам обитания цыган — пришлось взять давнего знакомого Ковалевского Виктора, хорошо знающего местных жителей. И пошли по дворам… В одних — цыгане под разными предлогами отказывались от общения, в других — обещали Виктору сделать “массаж фейса” за то, что привел с собой писаку. После долгих и безуспешных попыток пообщаться с цыганами, а тем более — вызвать на откровенность, стало казаться, что на теме этой надо ставить крест. Какое там фотографирование… Эти снимки можно считать репортерской удачей. Наконец, совет одного цыгана : “Идите к Карлу, он вам все раскажет. И даже больше”.

…Карл и Мария Томашевичи живут вместе 40 лет. Хозяин недавно разменял восьмой десяток лет, его супруга на 11 лет моложе. Но, несмотря на значительную разницу в возрасте, Мария успела заработать множество хворей и почти ослепла, за что по инвалидности (1-я группа) получает пособие. В доме на Юдовке обитают 36 лет, до этого жили на Старом Форштадте. В момент нашего знакомства Томашевичи съезжали с обжитого пятикомнатного жилища — слишком большого для их семьи и перебирались на Гриву, где купили дом значительно дешевле и поменьше. Значительной денежной разницы от купли-продажи Карлу, по его словам, теперь хватит, чтобы долгое время пропускать по рюмочке. На самом деле цыган этим делом не грешит ни сейчас, ни в молодые годы. Со старым домом Томашевичи расставались со слезами — слишком много воспоминаний с ним связано. Строили его собственными руками, здесь растили детей и вели цыганский быт.

В былые времена Карл, работая заготовителем, в течение 10 лет держал коров и бычков — по 8-10 голов. И, конечно, коней. Бычков откармливал и продавал, а с лошадьми шулерил: “Где я обманывал, где меня. Обман у цыган в крови. Без этого мы не можем. Иначе — не цыгане. Русские тоже берут то, что плохо лежит”, — говорит Карл, который, вспомнил, что за трех сданных государству быков, весом по полтонны каждый, он заработал столько денег, что их хватило на весь стройматериал для будущего дома. Мария, пока позволяло здоровье, трудилась в разных местах, в том числе на кирпичном заводе и санитаркой в психбольнице. “У нас на обман не обижаются. Тот, кто покупает лошадь, пусть хорошо проверяет товар. Как берут, так и продаем”, — заканчивает тему воровства Мария.

Супруги Томашевичи вырастали четверых детей. Старшей Розе, которая живет в Москве, 40 лет. Две другие дочери — Рада и Наташа: одна замужем, другая в разводе. 30-летний сын Миша живет с родителями. Есть 5 внуков. Дети Томашевичей, как и других цыган, ходили в школу, но не закончили ее. Лишь Наташа получила 9-летнее образование, а у Михаила, который, по словам родителей, учиться не любил и не хотел, едва хватило терпения на пять классов учебы. За лень девочкам доставалось словесно, а по спине и мягкому месту Мишки ремень прохаживался довольно часто. У самой Марии ни единого класса образования, поэтому читать так и не научилась, но считать деньги и ставить свою подпись под важными бумагами умеет. Карл получает пенсию в размере 45 латов, а Мария пособие по инвалидности — 90 латов, из которых больше половины уходит на лекарства.

Ни традиций ни обычаев

— Никаких баронов сейчас нет. И раньше не было. Не хватало, чтобы нами кто-то командовал. В кочевые времена был старший цыган, но мы ведь не кочевые. Мы и без барона уважаем друг друга, — обрывает разговор Карл. С русскими цыгане живут в мире и согласии, все чаще происходят смешанные браки. Младшая дочь Томашевичей замужем за москалем. По вероисповеданию Мария и Карл — католики: “У нас, как и у русских, есть своя вера”. Ежегодно Карл посещает Аглонскую базилику, в этом году он привез оттуда икону Божьей матери. А как гадания?

— Какие там гадания? Кругом салонов полно! Русские сейчас гадают не хуже цыган, — снова горячится Карл. Но Мария уточняет:

— Иногда просят погадать на картах. Не отказываю. Ведь других профессий мы не знаем. При советской власти обмануть было легче. А теперь, гляди, как бы самого не надули.

— В молодости было интересно жить. Теперь я старик. Скучная жизнь, как у русских, так и у цыган. Между нами никакой разницы", — сетует Карл, который с большим удовольствием вспоминает о том, как познакомился с Марией, жившей в то время в Полоцке.

Как-то в 15-летнем возрасте она приехала в гости к дядьке. А тут подвернулся Карл: “Я ее уговорил, переспал с ней и привез к себе домой. Словом, украл. Потом мы расписались в ЗАГСе. Родители Марии повозмущались и успокоились. Что толку? Дело-то ведь сделано”.
жизнь любила супруга: “Всякое было. Дрались, ругались и спорили, а потом мирились”.

О цыганских традициях. Их, по словам моих собеседников, уже нет. Жизнь стала цивилизованной и цыганские обряды, и традиции ушли в прошлое. “На похороны складываемся, если какому-то цыгану нужно помочь. Ведь на Юдовке у нас одна родня”.

Душа требует коня

Облазив всю Юдовку, держим с Виктором курс на Гриву. Заходим к Косте Пупину, проживающему в двухэтажном доме на улице Пардаугавас. По поводу своей фамилии хозяин отшучивается:

— Вот вам и цыган! Не каждый русский имеет такую фамилию.

Костя, в прошлом, мастер спорта по борьбе. Жизнь его не баловала. Признается, что смолоду хулиганил, за что и получал сполна. Как и сколько — уточнять не стали.

— В нынешних цыганах почти ничего от их нации не осталось. Наша жизнь стала, как пустой барабан. Все обрусели и осовременились. Нас опасаются из-за обмана. Но воры есть и у русских, и у латышей, и у евреев.

Костя имеет сына и дочь. Саше 21 год, он работает в Ирландии, а Любе — 19. Оба закончили по 11 классов. У Пупина все есть: русская красавица-жена Люда, которая готова пойти за мужем в огонь и воду. Не говоря о том, что до гроба любит его. Есть дом — особняк, который хозяин доводит до ума. Что еще надо? Оказывается, не хватает самого малого — коня, без которого Костя-цыган — не цыган. Всю жизнь он держал вороного — нужен был, а сейчас в нем надобности нет: “А душа-то требует!”
Людмиле было 14 лет, когда она вышла замуж за 20-летнего Костю. В 15 лет родила. По словам супругов, все получилось очень просто: вместе учились в 8-ой средней школе, познакомились, переспали, а когда девушка забеременела, Костя, как истинный рыцарь, предложил своей даме руку и сердце. И 22 года живут в мире и согласии. Чем же отчаянный цыган очаровал русскую девушку? Оказывается, смелостью и настойчивостью. Друг друга не ревнуют.

— Хочу, чтобы у сына была такая же жена, как и у меня, — мечтает Константин.

Пупины дружат как с цыганами, так и с людьми других национальностей, преимущественно русскими. Бабушка Кости вышла в свое время замуж за русского, и с тех пор все перемешалось. Родители своим детям цыганский образ жизни не навязывают и не дают советов кого выбирать: “Это их дело. Как хотят, так пусть и поступают”. Все цыганское уходит, но, по словам женщин, навсегда останутся лишь длинные юбки, платья и волосы.

С русской проще

Костя не беден. Но есть цыгане, живущие одним днем. У бывшего речфлота, на улице Лиела, 138, в доме барачного типа обитает семья Богдановичей. Рустаму 14 лет, учится в 6-м классе средней школы в поселке Мирный. Жизненное кредо юноши: “Хочу сидеть дома и ничего не делать. А жена будет добытчицей. И чтоб любила меня”. Жениться он собирается только на русской. Потому что русские девушки, по опыту Рустама, в отличие от цыганок, более сговорчивые и простые. В углу квартиры иконка, мать Лена регулярно ходит в костел. Ее дочери Инесса и Тамара жалуются на отсутствие женихов. А если таковые найдутся, то какие качества девушки хотели бы видеть в своих избранниках?

— Чтобы были богатыми. А где деньги, там и любовь.
Обвинять девушек в меркантильности вряд ли стоит. Судя по бытовым условиям, семейство Богдановичей вряд ли жило и живет в достатке. Лена — мать четверых детей, рассказывать о проблемах семьи не стала. Лишь сказала непонятно к чему: “Не надо нас трогать. Тогда и мы будем хорошими”. Снова вопрос о бароне. В ответ звучит: “Кто сегодня хорошо живет, тот и барон”.

Не барон, а председатель

Цыгане негласно называют его бароном, на самом деле — это председатель Даугавпилсского цыганского общества “Ме рома”, что в переводе означает “Мы, цыгане”, Михаил Марцинкевич, который живет на Гриве. Он рассказал, что в обществе зарегистрировано 12 человек, а всего его посещают около 120 цыган. Основной целью “Ме рома” является забота о молодежи, будущее которой в свете нынешних острых социальных проблем — весьма туманное. “Надо, чтобы молодые цыгане учились в школе, а после ее окончания поступали в учебные заведения или работали. Также надо обязательно организовать курсы по обучению цыган разным профессиям. А то трудно себе представить цыгана с лопатой или ломом. Надо добиться, чтобы наша молодежь не наркоманила, не бродяжничала и не пила спиртное”, — говорит Михаил. В этом вопросе он очень надеется на помощь Гордумы. Во время разговора председатель включил магнитофонную кассету с разудалыми цыганскими песнями. Представился табор, лошади, красивые цыганки и горячие цыгане. И свободная жизнь, полная приключений и впечатлений, которая в реальности очень далека от романтики.

27.10.2006 , 10:32

Анатолий КРЫЛОВ


Написать комментарий

Действительно, цыгане "осовременились" :) но на самом деле, цыганами быть не перестали и не перестанут, как не перестали быть русскими русские после революции (тогда ведь культура тоже очень измеилась), и это не может не радовать.
Статья хорошая, но местами цыгану смешно читать :)