Как рыба провинилась перед политиками

Расширение ЕС привело к тому, что Россия выдвинула Евросоюзу новые требования к экспортируемым продуктам животного происхождения. Но так получилось, что Москва с Брюсселем не смогли договориться по поводу новых норм, а в результате Россия запретила ввоз продуктов из стран ЕС. Из-за этого латвийские рыбоперерабатывающие предприятия сейчас находятся на грани банкротства.

Но более интересна другая тенденция — в последнее время уменьшается число совместных предприятий. Такой поворот президент компании Lursoft Айнар Брувелис связывает с ликвидацией “прачечных”.

С чистого листа

Согласно данным информационной базы компании Lursoft, которая обслуживает Регистр предприятий, с января по начало июня в регистр было занесено 3847 новых коммерческих обществ, что на 32% больше, чем за те же месяцы 2003-го, когда было зарегистрировано 2906 новичков. Еще больше увеличилось число предпринимательских обществ, перерегистрировавшихся в Коммерческом регистре.

С начала года и до июня перерегистрацию прошло 6024 общества. За начало минувшего года требования Коммерческого закона выполнили только 1418, то есть прирост составил аж 324%.

Напомним, что в Коммерческом регистре необходимо перерегистрироваться до конца этого года. Но несмотря на значительный прирост, до сих пор не перерегистрировалось более 30 000 предпринимательских обществ, которые по закону должны сделать это. Из данной цифры 19 808 компаний приходится на ООО и АО, которые занимаются активной хозяйственной деятельностью и подали годовые отчеты за 2003 год.

Президент компании Lursoft Айнар Брувелис пояснил “Телеграфу”, что тенденция роста указывает на постепенное улучшение экономической ситуации, которая стала меняться в прошлом году после 10-летнего перерыва. Бесспорной причиной увеличения активности он также называет вступление Латвии в ЕС. "Возможно, что активность в регистрации новых предприятий связана с желанием некоторых коммерсантов начать “новую кредитную историю”. Ведь известно, что десятки тысяч предприятий не подали годовые отчеты, и они после требования Службы госдоходов будут ликвидированы в ускоренном порядке. Поэтому нередко гораздо легче создать новое предприятие, а не следовать нормам закона, платить штрафы или выполнять обязательства перед теряющими надежды кредиторами, в том числе СГД", — отмечает президент Lursoft.

Легализация заканчивается

Несмотря на то, что Латвия стала членом ЕС, в последнее время иностранные инвесторы покидают латвийский рынок, так как латвийские предприниматели выкупают их акции в совместных предприятиях. Иногда совместные предприятия просто ликвидируют. “Если рассматривать страны, с которыми традиционно сложилось хорошее сотрудничество в ведении совместного бизнеса, то с начала года новозарегистрированных совместных предприятий по сравнению с ликвидированными или проданными стало больше только с Россией (13) и Польшей (8)”, — отмечает Айнар Брувелис. В свою очередь сократилось число совместных компаний с такими странами как Литва (-4), Эстония (-3), Швеция(-7), Германия (-24) и США (-33).

По мнению Брувелиса, у этой тенденции несколько причин. Часть, в основном малых, совместных предприятий, ликвидируется в ускоренном порядке, поскольку они даже не начали работать и не подали годовые отчеты. "Также существуют “совместные предприятия”, через которые, по существу, были легализированы “инвестиции”, в свое время пришедшие через иностранные компании, нередко из оффшорных зон", — указывает президент Lursoft. Кроме того, сейчас предпринимателям более выгодно становиться владельцами компаний и получать дивиденды от деятельности предприятий.


Как рыба провинилась перед политиками Или куда смотрела Сандра Калниете

Елена РЫЛЕЕВА

Расширение ЕС привело к тому, что Россия выдвинула Евросоюзу новые требования к экспортируемым продуктам животного происхождения. Но так получилось, что Москва с Брюсселем не смогли договориться по поводу новых норм, а в результате Россия запретила ввоз продуктов из стран ЕС. Из-за этого латвийские рыбоперерабатывающие предприятия сейчас находятся на грани банкротства.

Переговоры в тупике

До вступления Латвии в ЕС мы торговали с Россией на основе заключенных между нашими странами соглашений. Для латвийских экспортеров не было серьезных преград — их сертификаты и прочие документы соответствовали всем российским требованиям. Между Россией и Евросоюзом тоже были заключены определенные соглашения, но после 1 мая, когда ЕС пополнился новыми членами, РФ выдвинула новые ветеринарные требования. До 1 июня латвийским экспортерам было разрешено продавать свои товары в России, используя старые сертификаты. Однако сроки истекли, а Россия и ЕС так и не пришли к согласию. В результате с 1 июня РФ запретила ввоз на свою территорию товаров животного происхождения из стран ЕС.

Как объяснил “Телеграфу” директор департамента по надзору за продуктами питания Продовольственно-ветеринарной службы (ПВС) Эрнест Завадскис, это абсолютно нормально. И если страна-импортер выдвигает требования к поставляемым продуктам, то поставщикам приходится прислушиваться. “Но переговоры, видимо, зашли в тупик. А в результате страдают производители. Хотя они были заранее предупреждены и, я думаю, пока было возможно, большими партиями вывозили свой товар”, — считает представитель ПВС. Эрнест Завадскис уверяет, что сейчас все зависит от того, чем завершатся переговоры между Москвой и Брюсселем. “По сути, мы никак не можем повлиять на нынешнее решение России. Но, конечно, и мы, и Минземледелия в рамках своей компетенции будем пытаться воздействовать на процесс переговоров”, — обещает директор департамента.

Экспортерам грозит банкротство

Директор Центра содействия рынку сельхозпродуктов Ингуна Гулбе уверена, что решение России — это огромная проблема для латвийских рыбоперерабатывающих предприятий. Потому что именно рыбные консервы и мороженая рыба — главный продукт экспорта в Россию. Практически все рыбоперерабатывающие компании ориентированы на экспорт. А сейчас выходит, что их, скорее всего, ожидает банкротство.

“Печально об этом говорить, но это так. С другой стороны, Евросоюз тоже предъявляет очень жесткие требования к нашим производителям. Поэтому я не верю, что наши консервы могут быть по качеству хуже, чем произведенные в России. Выходит, по сути это политическое решение. И решать его надо на политическом уровне — собраться всем новым странам — участницам ЕС и через Еврокомиссию попытаться договориться с Россией”, — уверена Ингуна Гулбе.

03.06.2004 , 16:53

"Телеграф"


Написать комментарий