Вызволение из ада с помощью кинематографа

Рижане смогут увидеть 10 шедевров Ингмара Бергмана

“Привилегия устать от Бергмана” — так называется ретроспектива фильмов знаменитого шведского режиссера, которая пройдет с 15 по 24 октября в кинотеатре K. Suns и Киногалерее. Фильмы, которые здесь покажут — “Седьмая печать”, “Земляничная поляна”, “Молчание”, “Персона”, “Лицо”, “Глаз дьявола”, “Сцены семейной жизни”, “Шепоты и крики”, “Вечер шутов”, — самые значительные произведения шведского гения, киноманами виденные уже не раз. Теперь, вероятно, настала пора пересмотреть их по-новому.

Взгляд пессимиста
Устать от Ингмара Бергмана не составит больших трудов. Этот режиссер не стремился к занимательности, не пытался делать фильмы нарочито поинтереснее, ошарашивать зрителя загадками. Для него важнее было другое — открыть все, что известно ему самому. И чтобы адекватно воспринять эту весть, зрителю нужно очень сильно постараться.

В своих намеренно аскетичных, по-протестантски суховатых фильмах Бергман размышлял об очень сложных вещах и ставил предельные для человека вопросы. За нелицеприятный взгляд на человечество его называли богоборцем и еретиком. А режиссер продолжал открыто и спокойно, из фильма в фильм, говорить об ограниченности человеческих возможностей и достоинств, о том, как можно существовать без любви и без иллюзий. Он показывал людей, живущих вдали от Бога, не способных к контакту с собой и другими, для которых все размыто, все потеряло первоначальный смысл. Особенно ярко эти темы прозвучали в “Персоне”, в том знаменитом кадре, где прерывается кино и рвется кинопленка — словно сама материя фильма не выдерживает болезненного напряжения в отношениях героинь.
Сейчас 86-летний Бергман — живая легенда шведского кино. Его плохое пищеварение, его отношения с женщинами, даже проблемы с законом (после конфликта с налоговой полицией и последовавшего за ним психологического кризиса в 70-е Бергман демонстративно покинул страну на несколько лет) в Швеции становились источником мифов. Сам режиссер принял активное участие в формировании образа демонического гения: он уже много лет практически недоступен для прессы и почитателей, живет отшельником, его повседневная жизнь окутана тайной. И все же, несмотря на огромное уважение в мире, на родине к Бергману долгое время относились с опаской. Публика считала его кинематограф слишком элитарным, слишком пессимистичным. Настоящий зрительский успех в собственной стране пришел к режиссеру уже в пожилом возрасте — в 80-е, после телепремьеры “Фанни и Александр” (киноверсия этого фильма собрала несколько “Оскаров”). Получилось так, что его творчество было “товаром на экспорт”. Сами шведы противились тому, чтобы видеть в нем своего портретиста, ведь он создавал далеко не радужную картину того, что творится в родной стране. А для внешнего мира Бергман воплощал и воплощает дух Швеции — страны глухого Бога, всеобщей разобщенности и сексуальной свободы.

Под знаком Бергмана
Кинематограф Скандинавии до сих пор существует под знаком Бергмана. Самой прилежной ученицей мастера стала его любимая муза Лив Ульман, сменившая актерскую профессию на режиссерскую. В режиссуре пробовали себя и другие любимые актеры Бергмана: Макс фон Сюдов, Эрланд Йозефсон. Большой резонанс в свое время получила экранизация бергмановских мемуаров в фильме “Благие намерения датчанина Билле Аугуста”.

Сейчас Бергман снимает крайне редко, периодически заявляет об уходе из кино, но никак не может покинуть его насовсем. Причину он объясняет так: “Я сильно фиксирован на воспоминаниях детства. На них основано все мое творчество. Я думаю, вообще все, что имеет хоть какую-то ценность, уходит корнями в детство”. Воспитание, полученное в детстве, Бергман называл адом, оправляться от которого пришлось почти всю жизнь. Но именно кино помогло ему выстоять.

15.10.2004 , 11:44

Марина СИУНОВА


Темы: ,
Написать комментарий