Макияж для монополиста

Концерн “Газпром” хочет улучшить свой имидж на Западе

Вообще-то боссам российского “Газпрома” грех жаловаться. У них есть деньги и власть, то есть все то, что обычно ценится в Москве. Стоимость предприятия на бирже достигает почти 262 млрд долларов, а тесные связи с Кремлем гарантируют, что российский газовый монополист всегда получит то, чего он хочет – будь то заметная нефтяная компания, солидная доля в крупнейшем в мире проекте по сжижению газа или гарантия сохранения его транспортной монополии. Однако до сих пор одно желание “Газпрома” оставалось неосуществленным – хорошая репутация на Западе. Серьезный удар по ней не в последнюю очередь нанесли конфликты с Украиной и Белоруссией вокруг цен на энергоносители. Однако теперь все должно измениться. “Газпром” собирается поручить пиар-агентству PBN Company американца Питера Некарсулмера провести с размахом задуманную кампанию. Ее цель – улучшить отношение к “Газпрому” в США и Западной Европе.

Правда, официального подтверждения еще нет. Тем не менее, уже во вторник PBN от имени “Газпрома” разослало иностранным журналистам приглашения на пресс-конференцию. "На Западе “Газпром” прочно ассоциируется с именем президента России Владимира Путина и его политическим окружением. Но компания хочет по-иному позиционировать себя", – процитировал во вторник “Коммерсант” одного инсайдера. Во всяком случае, “Газпрому” постоянно дают понять, насколько плоха для бизнеса его репутация как концерна, близкого к государству. Когда “Газпром” пытался приобрести права на британское энергетическое предприятие Centrica, в адрес россиян раздались возмущенные крики. А после того, как сама федеральный канцлер Ангела Меркель выразила сомнение в надежности России как поставщика природного газа, невозмутимости “Газпрома” явно пришел конец. Новая пиар-стратегия призвана способствовать тому, чтобы концерн воспринимался как чисто коммерческое предприятие.

Однако из этого ничего не выйдет, полагает либеральный российский депутат Владимир Рыжков: “Газпром – это не самостоятельная компания, а часть российского государства”. Так что его восприятие на Западе верное, так как Кремль использует концерн в качестве политического инструмента, продолжает он. “Если Европа жалуется, то не потому, что она к нам враждебно настроена, а потому что озабочена”, – полагает политик, критически настроенный к Кремлю. Поэтому имиджевая кампания – это все равно, что “капля в море”.

По данным “Коммерсанта”, сотрудничество с PBN обойдется “Газпрому” в 2007 году в 11 млн долларов – что и вправду похоже на каплю в море. Ведь по спонсорскому договору с немецким футбольным клубом “Schalke 04” “Газпром” в течение ближайших пяти лет готов выложить до 125 млн евро. Но в дальнейшем “Газпром”, бесспорно, может позволить себе потратить гораздо больше. Для имиджмейкеров типа Некарсулмера “Газпром” – это жирный кусок. В 1990 году калифорниец основал в Москве первое в Советском Союзе пиар-агентство и ставит себе в заслугу то, что познакомил русских с бананами “Чикита” (американская компания Chiquita – крупнейший мировой поставщик бананов и др. фруктов. – Прим. ред.). Убедить людей на Западе в достоинствах “Газпрома” будет, наверное, сложнее – однако Некарсулмер уверен в своих силах. Проблемы, которую он не смог бы решить, сказал он однажды в интервью, “еще не существует”.


Написать комментарий