«Мне приснилось небо Лондона…»

Известно, что сны — это небывалые комбинации былых впечатлений. Вот и приснилось мне небо Лондона после того, как в сумерках довелось увидеть, как его серые тона приобретают желто-красный оттенок от огней иллюминации, которой так щедро украшены мосты и здания столицы Британии

Воздушные ворота
Что и говорить, со вступлением в Евросоюз не стало никаких препятствий для путешествия на Запад, были бы деньги. Сколько времени требуется, чтобы добраться от Даугавпилса до Риги, столько же надо и на полет в Лондон, включая время на регистрацию в аэропорту. Собираются открывать новые авиарейсы, с ценой билета по 20 латов. Так что выгодно будет из Лондона в Ригу за сырокопченой колбасой летать — она у нас вчетверо-впятеро дешевле и во столько же раз вкуснее. Трудно было пропустить момент, когда «Боинг 737» компании «AIR BALTIC» подлетал к Лондону. Под крылом самолета лежал огромный город. Летишь-летишь, а он все не кончается — впечатляет! Уже из иллюминатора было видно, что здесь «все флаги в гости» пожаловали — в аэропорту стояло море самолетов из Австралии, Америки, Японии, Кореи, не говоря уже о Европе. Жутковато становится — как же надо ими управлять, чтобы не столкнулись! Но англичане есть англичане — порядок безукоризненный, не придерешься! Хотя в любое время в любом конце Лондона стоит взглянуть на небо — обязательно увидишь летящий самолет, а то и два. Аэропорт «Хитроу» — самый большой в Великобритании. Около километра приходится топать по коридорам вниз. Уже начинаешь сомневаться, туда ли ты идешь, а главное — где багаж? Но наконец внизу видишь закругляющуюся конвеерную ленту, на которой выезжают чемоданы и сумки из прибывающих самолетов. Паспортный контроль проще простого. Флагом Евросоюза отмечен огороженный металлическими перилами коридор. Ступаешь по нему, предъявляешь служителю паспорт — и через минуту ты можешь выходить на улицы Лондона. А можешь непосредственно из «Хитроу» попасть в «трубу». Именно так — «TUBE» — называют «бритиши» свое метро. Там же при входе лучше взять «TUBE MAP» — карту маршрутов подземки. Один раз разберешься — и в дальнейшем сможешь до любой станции добраться, тем более билет покупаешь на весь день. Выходишь из метро, потом можешь снова зайти по этому же билету. В омнибусе он тоже действителен. Одна загвоздка — стоит билет около пяти фунтов, почти пять латов.

Как выжить на острове?
В Лондоне без денег делать нечего. Если нет при себе тысячи фунтов, не стоит сюда и приезжать в поисках работы — только зря время и деньги потратишь. Для начала придется за жилье вперед заплатить, а стоит оно фунтов 250 в месяц. Да и на все остальное цены тоже немалые, смело наши можно умножать на четыре — и получишь британские. На все, разве что кроме бытовой техники да одежды на распродажах. Представьте себе — килограмм мяса стоит 9-14 фунтов! (Хотя и зарплаты там тоже раз в 5-6 больше латвийских).

После мая сюда хлынул мощный поток желающих заработать из вновь вступивших в Евросоюз стран. Особенно много поляков, что понятно: ведь Польша страна немаленькая. Увы, многим нашим соотечественникам приходится уезжать, несолоно хлебавши. Перенасыщен рынок труда приезжими. Некоторые латвийские фирмы наживаются на гастарбайтерах. Для них главное — с каждого получить деньги за трудоустройство. А потом латвийские, да и все прочие ребята попадают на самую черную работу. И ту имеют через день, соответственно, получая зарплату, которой едва хватает на оплату проживания в вагончиках и на самую дешевую еду. Такую каторгу мало кто в силах выдержать. Особенно тяжело приходится, если плохо владеешь английским языком. Вот и увозят переполненные автобусы назад на родину многих и многих из тех, кому не повезло.

В газетах множество объявлений о вакансиях, но попробуй устройся. Собеседование — на английском языке. Хорошо, если есть знакомые в Лондоне. Одному очень тяжело. Лучше всего ехать к друзьям, которые приютят на время и на работу помогут устроиться. А так мало кому везет. Работодатели своих ищут — «англиков». О том, как сложно продвинуться нашим на службе в GREAT BRITAIN, говорит и то, что высшая ступень для них — стать супервайзером. Это нечто вроде нашего мастера на производстве. Вот к неграм в Англии относятся трепетно — куда лучше, чем к нашим землякам. К тому же «негры» там — слово ругательное, надо говорить «черные» (а поскольку и это слово уже понимают, то наши приноровились называть их «шахтерами»). Переселенцам из новых европейцев хуже — сколько не живи, а все равно останешься иностранцем.

Тем, кто приехал сюда до вступления в ЕС, устроиться было попроще. Первыми, сразу после распада СССР, ринулись в Англию вездесущие литовцы. Поэтому сейчас в Лондоне можно увидеть литовские магазинчики и парикмахерские. Я наблюдала такие в районах MITCHAM и MORDEN. Не хуже других, например, расположенных на каждом углу индусских.

Как-то собрались несколько ребят из Латвии и Литвы в пабе (так именуются местные, весьма комфортабельные пивные) — пивка попить. Стали вспоминать, как защищали независимость Прибалтики на баррикадах, и сделали неутешительный вывод — самим же пришлось уезжать на чужбину в поисках заработка. Разве о том мечталось? А теперь вряд ли они вернутся. Зарплата в 100-150 латов кажется им просто смешной. А в Латвии, не говоря уже о Даугавпилсе, попробуй найди работу хотя бы и с такой оплатой! А ведь далеко не худшие молодые ребята и девчонки уезжают! Не ценит Латвия свою молодежь — упускает. Недаром в Англии, узнав, что дипломированные инженеры, учителя, психологи и т.д. соглашаются на самую черную работу, только руками разводят и удивляются: «Богатое у Вас государство, если не ценит даже тех, кто получил университетское образование» (речь не идет о суперспециалистах совместных фирм).

Довелось мне повидать и нищих (явно из эмигрантов). Сидят на набережной вдоль Темзы, а на груди табличка «HUNGRY and HOMELESS» — «голодный и бездомный». Подают мало. (Конечно — никакой изобретательности. Наши нищие в этом отношении куда более продвинуты. Опыт!).

Вавилонское столпотворение
Мое представление о Лондоне сложилось, в основном, из романов Диккенса и Конан Дойля. А потому казалось, что встретят меня серые мрачные строения, окутанные смогом и туманом. Отнюдь! Нет, чего скрывать, дождь здесь — не редкость. Но прольет, намочит, а через несколько минут снова сияет солнце. А серости нет и в помине, город яркий. Причем не только из-за зелени и разноцветных (зачастую красно-белых) домов. Жители Лондона тоже разного цвета кожи. Ну, во-первых, здесь собрались представители всех бывших колоний Великобритании. А Англия, как известно, колонии имела по всему свету. Даже гимн начинался со слов: «Правь, Британия, морями!» Но и другие нации в Лондоне представлены во всей красе. Тут и иссиня-черные сыны Африки, и желтолицые азиаты, и говорливые индусы, ну и, само-собой — представители бывшего СССР. Далеко не редкость — русская речь на улицах английской столицы. А уж понимают, что ты говоришь именно по-русски, все. Мне довелось даже латышский язык слышать, правда, перемежающийся некоторыми выражениями, которые так характерны для всех народов, ранее живших в Советском Союзе.

Все-таки, что ни говорите, а если у страны богатая история, то в ней есть что посмотреть. Дух захватывает от красоты и мощи старинных сооружений, о которых каждый из нас знает если не из уроков истории, то уж из уроков английского наверняка. Без курьезов и здесь не обходится. Мне довелось наблюдать (правда по телевизору), как некто, одетый в костюм Бэтмена, залез на крышу Букингемского дворца с каким-то плакатом. Позже оказалось, что суд при разводе оставил детей жене этого человека. И таким вот хитрым образом английский папаша протестовал против решения суда. Еле сняли его спасатели.

Самые известные в мире часы Биг Бен, Парламент, Вестминстерское аббатство тоже не обманывают ожиданий. Но самое большое впечатление производит Тауэр, бывший некогда и крепостью, и королевским дворцом, и даже… зверинцем. Пусть известен он более как бывшая тюрьма, но воображение рисует в ней узников исключительно благородных кровей, к примеру, несчастную жену Генриха VIII Анну Болейн. TOWER BRIDGE — мост, который больше похож на памятник. Странными кажутся на нем лимузины, сюда бы — всадников в доспехах.

Из современных сооружений довелось мне прокатиться в капсуле «Лондонского глаза» — не так давно возведенного колеса обозрения. Дух захватывает — виден Лондон во всей красе. Только страшно очень. Особенно, когда прочитаешь надпись над дверьми — «Не прислоняться!» Богатое воображение подсказывает: а ну как не знаешь английский? Двери откроются, а упасть с такой высоты — костей не собрать!

Чем пахнет Лондон? Голодным да еще без денег здесь лучше не ходить — на каждом углу кафе и бары. Каких только нет — итальянские, немецкие, индусские, корейские! Так что пахнет печеными булочками, ванилью и кофе. В центре чаще всего обедают «пиджаки» — клерки. Здесь я попробовала настоящий итальянский капуччино. Как говорится — почувствовала разницу! Но самые популярные — китайские ресторанчики. Больше всего их, конечно, в Чайна-тауне. Этот район легко узнать по развешенным повсюду гирляндам и украшениям в виде драконов. Всяких там кальмаров, осьминогов подают с рисом и овощами. Палочками у меня есть не получалось, все почему-то выскальзывало и вываливалось. Но, похоже, не только у меня. Скатерти на столах — бумажные. После каждого посетителя их меняют. Цены здесь сравнительно небольшие, а еда многим нравится, так что вечером туда не всегда и попадешь.

Путь домой
Как говорится — в гостях хорошо, а дома лучше! Пора в Даугавпилс. На самолет рейса Лондон-Рига проверка была куда более тщательной. Вещи, естественно, просветили лучами, сами мы прошли через рамку — если хотя бы ключи оставил в кармане — зазвенят. Но это дело обычное. А вот перед посадкой — таможенники прямо-таки обыскивали и ощупывали. (Мужчин — мужчины, женщин — женщины). И то правильно — а вдруг я шахидка, начиненная взрывчаткой? (Кстати сказать, во всех пабах, ресторанах, музеях, метро — везде видеокамеры слежения. Злоумышленники — налицо).

Не прошло и трех часов, как наш самолет приземлился в международном аэропорту «Рига». GOOD BAY, ENGLAND!

19.10.2004 , 12:49

Наталия АСТРАТОВА.


Написать комментарий