Израиль высказывает тревогу в связи с ядерными разработками Ирана

Еврейское государство предостерегает от второго Холокоста в случае, если страны не смогут помешать Тегерану получить ядерную бомбу

Израильские лидеры редко вспоминают о Холокосте перед лицом врага. Еврейское государство, основанное после гитлеровского геноцида, на протяжении последнего поколения чувствовало себя в достаточной безопасности, сражаясь в многочисленных битвах с незначительной помощью со стороны или вообще обходясь без нее.

Однако призрак ядерного Ирана поколебал уверенность Израиля. Израильские политики и генералы предупреждают о возможности “второго Холокоста”, если, как это произошло в 1930-х, мировое сообщество будет оставаться в стороне, пока вооруженное до зубов государство объявляет войну против евреев.

Огласив такой сценарий, представители Израиля начали беспрецедентную по своей открытости кампанию, направленную на то, чтобы мировое сообщество усилило политическое и экономическое давление на Иран. Они предостерегают, что времени остается все меньше, и намекают, что прибегнут к силе, если такое давление не остановит Иран от разработки ядерного оружия.

Власти Израиля опасаются, что наличие бомбы у Ирана ослабит их национальную безопасность, даже если эта бомба так и не будет взорвана. Они полагают, что собственный ядерный арсенал Израиля не отменяет возможного психологического и стратегического удара от этого события.

В начале 1990-х Израиль начал тайно готовиться к возможному воздушному нападению на зарождавшиеся тогда ядерные предприятия Ирана и на протяжении трех лет выступал с косвенными заявлениями о таких планах.

Новое в данной ситуации то, что Израиль отказывается от молчаливой дипломатии, чтобы привлечь на свою сторону других.

До недавнего времени руководство Израиля беспокоилось, что лоббирование на высшем уровне может иметь отрицательную отдачу и спровоцировать обвинения, что Израиль пытается вовлечь в войну США и других своих союзников.

Новая активность Израиля совпадает с недавней серией угроз Ирану со стороны США, включая обещание президента Буша “найти и уничтожить” иранские и сирийские сети, по его словам, вооружающие и обучающие антиамериканские силы в Ираке, и его распоряжение отправить в Персидский залив вторую авианосную группу.

Несколько факторов привели к тому, что израильская кампания стала более решительной.

Война Израиля с поддерживаемыми Ираном партизанами “Хизбаллы” в Ливане приблизила иранскую враждебность на опасное расстояние. В то же время война усилила обеспокоенность среди относительно умеренных преимущественно суннитских арабских стран в отношении шиитского Ирана, смягчила изоляцию Израиля на Ближнем Востоке и фактически создала антииранскую коалицию.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад неоднократно призывал к уничтожению Израиля. Кроме того, Иран, отрицая свои планы по созданию оружия, продолжает вести работы по обогащению урана и приобретать ракеты дальнего действия.

Руководство Израиля беспокоится, что надежды на решительные действия со стороны их самого сильного сторонника Буша становится все меньше. Глава израильской службы внешней разведки “Моссад” сказал в конце прошлого года в парламенте, что Иран сможет получить ядерное оружие уже к 2009 году, когда Буш покинет президентский пост. Другие аналитики прогнозирует более длительный период.

С прошлого лета премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт в выступлениях и на встречах с лидерами Великобритании, Франции, Германии, Италии, России, Китая, Египта и Иордании высказывает свои опасения по поводу Ирана. Кроме того, он дважды встречался с Бушем.

“Еврейский народ, у которого еще не зажили шрамы от Холокоста, не может позволить себе вновь оказаться под угрозой собственному существованию, – сказал Ольмерт в прошлом месяце в речи, касающейся данной дипломатической кампании. – В прошлом мир предпочел промолчать, и результат этого известен. Наша роль в том, чтобы не позволить миру повторить эту ошибку”.

Израиль, безусловно, предпочел бы, чтобы мировое сообщество помешало Ирану получить ядерное оружие путем жестких экономических санкций, сказал Ольмерт. Он, однако, добавил: “Мы оставляем за собой право на полную свободу действий в целях защиты наших жизненно важных интересов”.

Во вторник Ольмерт вновь повторил, что экономических санкций может быть достаточно, чтобы остановить Иран.

“Я считаю, что существует способ остановить Иран от развития его ядерной программы, не прибегая к насильственным действиям”, – сказал премьер-министр, выступая перед приехавшими с визитом руководителями американского еврейского сообщества.

“Если такие масштабные акции причинят существенный вред иранской экономике – и мы уже видим примеры этого, то они будут вынуждены передумать”, – сказал он.

Новая позиция Израиля стала очевидной в декабре, когда израильское лобби содействовало принятию в СБ ООН решения о запрете на продажу Ирану материалов, применяемых для обогащения урана, а также переработки и строительства баллистических ракет. Обогащенный уран может использоваться для получения электроэнергии или для создания атомной бомбы.

Несмотря на опасения обратного удара, Израиль помогает США продвинуть более широкие добровольные санкции в отношении торговых кредитов Ирана, нефтяных инвестиций и сделок с иностранными банками. В этих рамках он помогает министерству финансов США вести наблюдение за деятельностью иранских банков за рубежом.

“Для Израиля и для американских евреев плохо, если создастся впечатление, что Израиль подталкивает к действиям против Ирана”, – говорит сотрудник исследовательского института в Иерусалиме Йосси Клейн Халеви. – Но у нас больше нет роскоши в виде времени".

Иран утверждает, что разрабатывает ядерную технологию в мирных целях. Однако, учитывая, что на протяжении 18 лет он держал эту программу в секрете и не пошел навстречу ооновским наблюдателям, Израиль и западные страны считают, что Иран пытается получить технологии создания ядерной бомбы.

Если Ирану удастся достичь этих целей, то это радикальным образом изменит обстановку в регионе, говорят аналитики и официальные представители Израиля.

Осмелев благодаря бомбе, говорят они, Иран сможет предоставлять исламским боевикам “Хизбаллы” и “Хамаса” более мощное оружие дальнего действия, которое будет использоваться против Израиля. Кроме того, иранцы могут наложить вето на попытки ПА и других арабских государств заключить мир с Израилем.

Израиль обладает ядерным оружием с конца 1960-х, хотя его лидеры редко признавали этот факт. До недавнего времени это служило инструментом сдерживания.

“На протяжении десятилетий арабские страны знали, что им не победить Израиль, поэтому они не формировали против нас коалиций”, – говорит генерал-майор Амос Гилад, глава военно-политического бюро министерства обороны.

Однако вскоре, говорит он, “Иран может создать у них уверенность, что они могут одержать над нами верх, и под этим прикрытием сформировать ось, которая дестабилизирует Ближний Восток”.

Кроме того, суннитские государства арабского мира – Египет, Саудовская Аравия, Алжир, Иордания и Ливия – могут попытаться получить собственное ядерное оружие, чтобы соперничать с шиитским Ираном, что приведет к тому, что любой региональный конфликт будет грозить ядерной войной, говорит он.

В такой обстановке многие израильтяне могут покинуть страну. Согласно проведенному в декабре опросу общественного мнения, 27% израильтян готовы уехать из страны, если Иран получит ядерное оружие. Две трети опрошенных думают, что Иран может сбросить бомбу на Израиль.

Израиль настойчиво намекает, что готов действовать самостоятельно. В статье New Republic за прошлую неделю Халеви и его коллега по научному центру Михаэль Орен писали, что, если Израиль решит нанести удар, это произойдет в течение 18 месяцев.

Израиль готов ждать достаточно долго, чтобы санкции подействовали, говорят они, но не настолько долго, чтобы ядерные предприятия в Иран стали радиоактивными и удар по ним мог бы привести к гораздо более страшным последствиям.

Роберт Эйнхорн, заместитель госсекретаря США по вопросам нераспространения при администрации Клинтона, говорит, что израильские угрозы в сочетании с возможностью военных действий со стороны США могут способствовать принятию более жестких санкций.

“Важно, чтобы не только Иран считал военный сценарий возможным вариантом развития, – говорит он. – Чем больше европейцев будут думать, что использование военной силы в Иране возможно, тем более готовы они будут использовать экономические рычаги, чтобы не допустить этого”.

“Израиль обращается с тревожным сигналом ко многим странам, призывая их к различным действиям, – говорит он. – Но если эти попытки провалятся, то им придется принять решение о возможности односторонних военных действий. Это будет очень трудное решение”.


Написать комментарий