Сестра милосердия

100 лет назад в госпитале Динабургской крепости сестрой милосердия служила красавица-двинчанка Матрена Трофимовна Васюкова.

Профессия медицинской сестры всегда была популярна в Даугавпилсе, но для наших предков привычнее было слышать «сестра милосердия», при этом считалось, что это не профессия, а призвание.

Призвание служить людям.

Сестра милосердия должна быть чуткой и внимательной, а главное — выполнять свою работу так, чтобы на душе у человека, нуждающегося в помощи (будь то старик, брошенный всеми, ребенок-сирота, или тяжелобольной) становилось спокойно и ясно. Такой сестричкой и была Матрена Васюкова, жительница нашего города. Она родилась в обеспеченной семье двинских староверов Трофима Фалалеевича и Ирины Петровны Горшановых, имевших собственный дом по Виленской (ныне — Андрея Пумпура) улице. Девочку воспитывали в строгости, но в семье царила атмосфера согласия и взаимопонимания, характерная для глубоко верующих людей. Матрена росла удивительно талантливым и трудолюбивым ребенком. Рано научившись рисовать и вышивать, она занималась любимым творчеством до последнего дня, прожив 90 лет и уйдя в мир иной 23 марта 1970 года.

К сожалению, из работ Матрены Трофимовны сохранились очень немногие. Картины, подаренные ее дочерью Александрой Даугавпилсскому пансионату для престарелых (где одинокая дочь нашей героини доживала свой век), пропали. А ведь полотна Васюковой высоко оценивали специалисты, так как художница в свое время была вольнослушательницей Петербургской академии художеств. Несколько больше повезло вышивкам искусной рукодельницы: одна — образ Иисуса Христа — хранится в Даугавпилсском краеведческом музее, две других — образы Спасителя и Богородицы — в Даугавпилсском старообрядческом храме на Новом Строении. Работы, дошедшие до наших дней и выполненные сложной техникой сочетания золотых, серебряных и шелковых нитей, не утратили своего изящества и очарования.

Милосердие против казнокрадства

Девушку в 16 лет выдали замуж за подрядчика Романова. Семейная жизнь у молодых не ладилась, детей не было, и Матрена устроилась в крепостной госпиталь сестрой милосердия. К этому времени в крепости уже более полувека работали курсы сестер милосердия. Мы можем предположить, что там училась 24-летняя Матрена. Сестры милосердия тех лет отнюдь не то же самое, что наши медсестры. Обычно это были женщины «хорошего происхождения» в возрасте от 20 до 40 лет, прошедшие специальное обучение в учреждениях Красного Креста и после двухлетнего опыта работы вступившие в одну из общин сестер милосердия. Работали они безвозмездно, получая от общин лишь еду и одежду.

Считается, что первая группа сестер милосердия в России была создана великим русским хирургом Николаем Ивановичем Пироговым во время Севастопольской обороны, чуть более полутора веков назад. На первый взгляд казалось, что великосветские дамы в патриотическом порыве отправлялись на фронт, чтобы помочь раненым. На деле все выглядело иначе.

Николай Петрович, выполнивший тысячи операций, понимал, что выживание больного зависит не только от мастерства хирурга, но и от его выхаживания в больнице. В России воровали по-черному, на всех уровнях, особенно на войне: у раненых воровали белье, еду, лекарства. На то, чтобы поймать и избавиться от высокопоставленных жуликов, у врачей уходило много времени и сил.

Наблюдая за высокопоставленным чиновником-казнокрадом, знаменитый хирург выяснил, что для крупных хищений необходима сеть подчиненных-исполнителей. Так, например, один из них заведует аптекой, другой — складом белья, третий — транспортом, четвертый — закупкой продуктов, и все они подчинены одному жулику-начальнику. Хитрый Пирогов сломал воровскую систему, назначая на должности госпитальной обслуги, а также на заведование складами сестер милосердия из Крестовоздвиженской общины. У Общины был высокий покровитель в лице великой княгини Елены Павловны — вдовы князя Михаила Павловича, младшего брата императора Николая I, поэтому невиданных доселе твердых, решительных и бережливых сестричек, как огня, боялись армейские интенданты. Попробуй что-нибудь украсть, когда на кухне хозяйничает сестра милосердия баронесса фон Будберг, сестра великого поэта Грибоедова, на транспорте — княгиня Екатерина Бакунина, внучатая племянница фельдмаршала Кутузова.

К чести госпиталя Динабургской крепости, открывшего свои двери в 1827 году и встречающего 180-летие пустотой и тихим разрушением, злоупотреблений и обворовывания персоналом раненых и больных здесь не наблюдалось.

В России продолжала развиваться система помощи страждущим, и 140 лет назад, в мае, император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных, которое в дальнейшем было переименовано в Российское общество Красного Креста. Почетными членами Общества, кроме императора, были великие князья и княгини, представители российской аристократии и высшего духовенства. Общество находилось под покровительством императрицы Александры Федоровны, по повелению которой для награждения сестер милосердия была отчеканена специальная медаль. И такая награда была вручена Матрене Васюковой.

Многое в жизни пришлось пережить Васюковой: две мировых войны, работу в санитарных поездах, набитых умиравшими ранеными и тифозными, расстрел второго мужа Алексея Ивановича Васюкова, с которым они прожили душа в душу около десяти лет. Но Матрена Трофимовна всегда оставалась искренне верующим, ясным и светлым человеком, готовым в любую минуту прийти на помощь ближнему.

Осталась одна с двумя маленькими детьми…

Когда в марте 1919 года в Двинске вместе с 80 другими жителями города был расстрелян железнодорожник Алексей Васюков, Матрена, оставшаяся с двумя маленькими детьми на руках (дочкой Сашенькой и сыном Костей), щадя родителей мужа, проживавших в Курске, не сообщила им всей правды. Старик-отец, получивший только известие о смерти сына, упрекал в письме невестку: «… страшно потрясла новость. Обижаюсь, что не написали раньше, как болел, и не дали телеграмму, как умер. Я бы обязательно приехал последний раз проститься с Алешей…».

О судьбе этой удивительной женщины, увы, известно очень немногое. В 40-е годы дома № 55 и №57 по Виленской улице, принадлежавшие Марии Трофимовне, были национализированы, и где жила с тех пор сама хозяйка — неизвестно. Сохранились сведения, что 50 лет назад женщина обращалась в Даугавпилсский горсовет с просьбой возобновить пенсию по старости, которой ее лишили безо всяких объяснений. Каков был ответ властей — выяснить не удалось. К слову сказать, до революции сестрам милосердия, прослужившим не менее 25 лет, назначали из госказны пенсию в размере 100 рублей.

P.S. «Наша Газета» благодарит Людмилу Григорьевну Жилвинскую, заместителя директора по научной работе Даугавпилсского краеведческого и художественного музея, за предоставленные материалы. Мы будем рады любой информации о нашей землячке — Матрене Трофимовне Васюковой.

10.05.2007 , 10:10

"Наша Газета"


Написать комментарий