Коммерция в местах заключения

В минувший четверг в городе прошел семинар. Его цель — знакомство общества, в том числе журналистов и коммерсантов, с работой заключенных и возможностями коммерческой деятельности в тюрьмах.

Уже с 2005 года действует цикл семинаров «Новые решения для способствования занятости заключенных».

На прошедшем в нашем городе семинаре присутствовали замначальника Управления мест заключения В. Троцкий, представители проекта, работники администрации и предприниматели, которые имеют свой бизнес на базе латвийских тюрем, а также те, кто хотел бы рассмотреть такую возможность.

Дело в том, что в поисках рабочей силы латвийские предприниматели все чаще обращают свой взгляд на места заключения. Елгавская, Екабпилсская и Лиепайская тюрьмы рассматривают предложения бизнесменов.

Пока же из 6500 латвийских заключенных только 650 (всего 10 процентов) трудятся на производствах, организованных на территории мест заключения. Причины подобного положения кроются и в законодательстве, отбирающем у заключенных материальный стимул к труду.

Так, работающие заключенные получают только 50% от общего заработка, чем, конечно, недовольны.

В таком положении не всем кажется справедливым, что более ответственные «работающие» отчисляют в карман государства энную сумму своих кровных, в то время когда неработающие просто «отсиживают» на полном государственном обеспечении, вовсе не озадачиваясь никакой полезной трудовой деятельностью.

Вот уже второй год в Латвии осуществляется проект EQUAL, финансируемый из структурных фондов ЕС. Одним из его разделов стала помощь в трудоустройстве лиц, отбывающих наказание в тюрьмах. Ведь раньше, в советские времена, при каждой «зоне» функционировало какое-то предприятие. Но в условиях рыночной экономики все они были ликвидированы, и зэки стали просто-напросто изнывать от безделья. Предприниматели долгое время вовсе не горели желанием работать со столь специфическим трудовым контингентом. Положение стало меняться только несколько лет назад, когда начался массовый исход населения на заработки в Ирландию и Великобританию. Сейчас в тюрьме Браса работает швейное производство, где задействовано 70 заключенных. В Шкиротавской тюрьме делают заборы, в Гривской функционирует цех по обработке металла и дерева, а также мастерская по производству сувениров. И хотя никаких налоговых льгот предприниматели, рискнувшие открыть производство в тюрьме, не имеют, но кое-какие преимущества у них все же есть. Им не надо организовывать охрану оборудования и произведенного товара, ведь цех и так за решеткой. В наличии и рабочая сила. Впрочем, производственные помещения чаще всего находятся в плачевном состоянии и требуют больших капитальных вложений от самих предпринимателей. Следовательно, остро стоит вопрос о мотивации предпринимателей вкладывать свои средства. И не помешает «поощрение» их со стороны государства хотя бы снижением либо полным освобождением от арендной платы: чтобы «отбить» потраченные на ремонт финансы.

Причем, участники семинара отметили, что положение в тюрьмах Латгалии в лучшую сторону отличается от того, что констатируется по всей Латвии. У нас в более-менее нормальном состоянии находятся охранные устройства, хватает надзирателей и охранников. Скорее всего, потому, что найти работу в Латгалии на те же 300 латов гораздо сложнее, чем, например, в Риге. Но тюрьмы Латгалии старые и, следовательно, требуют гораздо больших вложений средств, чем новые. Кроме того, огромная проблема состоит в том, что заключенные не работают и не получают образования. Они после отбывания срока с трудом интегрируются в общество и не могут трудоустроиться, поскольку не имеют образования и специальности. Часто в наших тюрьмах сидят дети, с едва начальным образованием.

В 2005 и 2006 годах, кстати, выделение бюджетных средств на образование заключенных не было предусмотрено.

Не трудно догадаться, что тюремные рабочие — самые дешевые в стране. Работа социализирует. Во-первых, заключенные приобретают квалификацию, становятся полноценными работниками. Во-вторых, они получают здесь деньги, на какую-то сумму, с которой они смогут начать новую жизнь на свободе после освобождения. Смогут зарегистрироваться на бирже труда и даже получать пособие по безработице. В Даугавпилсе, как и в других городах страны, интерес к рабочим рукам заключенных у бизнесменов мог быть все же поактивней. Тем более, что в латвийских тюрьмах масса неиспользуемых площадей — около 23 тысяч квадратных метров пустующей территории. И больше четырех тысяч потенциальных работников… Единственное, что несколько расстраивает — это квалификация работников. В советское время у них обычно была какая-никакая рабочая специальность, трудовой опыт. А многие из нынешних зэков ничего кроме шприца и ложки в руках не держали… Так что сейчас тюрьмы страны стараются привлечь к сотрудничеству профтехучилище — перед тем, как сажать заключенного за станок, нужно его чему-то обучить.

Участники семинара побывали и в нашем «Белом лебеде», где содержатся все категории заключенных, кроме женщин. Практически, все в «общей куче» — и те, кто только находится под следствием, и те, кто осужден пожизненно. Кстати, именно «пожизненные» — самая стабильная группа для трудоустройства в тюрьме. Если у них остались родственники на воле, то они могут хоть как-то о них позаботиться, помочь хоть какими-то деньгами. К тому же, заключенному пожизненно, например, по низшей категории (когда на человека полагается всего 3 квадратных метра жизненного пространства) возможность «сменить обстановку» и поработать в другом помещении — уже стимул. Отбывают наказание здесь и подростки 16 лет, для социализации которых особенно актуально обучение в профтехучилище. В тюрьме преподают педагоги 38 училища и даугавпилсской средней школы №17. Налаживается сотрудничество с Железнодорожным колледжем. Причем заключенные, чье обучение идет в тюрьме, получат такой же диплом, как и учащиеся на свободе. Но проблем еще очень много. Например, для учебного процесса нужны более современные компьютеры, необходимо и спортивное оборудование. В общем, и от спонсорской поддержки тюрьма бы не отказалась, как ни забавно это звучит… Обществу надо думать о том, что все, кто отбывают наказание за толстыми стенами в местах заключения, в свое время начнут жить среди нас. И значит, именно для общества важно приложить все возможные усилия, чтобы социализировать и адаптировать свернувших с пути истинного в нужном обществу направлении.

14.06.2007 , 15:03

Елена ГЕДЮНЕ


Написать комментарий