Латвия зона опасности

Если в советское время в Латвии существовала программа общественной безопасности, то теперь — увы. Зато, например, в соседке–России министерство по чрезвычайным ситуациям наконец разработало и ввело специальные правила поведения, которые неукоснительно должны соблюдать все — и школьники, и главы крупных компаний.

То есть о безопасности населения там заботятся. В нашей же стране только говорят о какой–то мифической защите, а на делеŁ Количество жертв несчастных случаев — от ДТП и пожаров до халатного поведения на производстве — растет с каждым месяцем!
Реклама




Как исправить ситуацию, корреспондентам “Вести Сегодня” рассказал академик, доктор психологических наук Валерий Кутузов. Этот человек, пока в марте не ушел на пенсию, больше сорока лет учил военных и пожарных, как надо себя вести и выживать в самых экстремальных ситуациях, даже на волоске от смерти. Ужесточаем ПДД!

Еще в 60–е годы западные специалисты разработали теорию катастроф. В Союзе она тоже была признана. Основа теории умещается в график, составляющие которого: время, пространство и деятельность.

— Мы все время находимся в каком–то пространстве — техногенном, природном, социальном. Психологическое состояние человека колеблется — от спокойствия к нервному возбуждению, — говорит Валерий Кутузов. — Здесь очень важно, чтобы вы, пребывая в определенном пространстве и психологическом состоянии, действовали в определенный промежуток времени так, чтобы не нанесли себе вред, а случись что — смогли остаться живым и здоровым, не допустили аварии и тем более не стали виновником катастрофы. Только необходимо определить границы опасности.

Валерий Васильевич берет в руку секундомер и подходит к окну, за которым оживленный участок улицы Кришьяна Барона. Валерий Кутузов показывает на отрезок пути в 100 метров (он сам его определил, прогуливаясь возле дома). Стоит туда въехать машине, как собеседник нажимает кнопку секундомера и засекает время, пока автомобиль не оказался за пределами отрезка улицы. Валерий Васильевич на листе бумаги что–то отмечает, быстро подсчитывает и, вздохнув, говорит: “Эта машина превысила скорость на 22 километра в час!” А в течение всего сегодняшнего дня (Валерий Кутузов его запланировал как “экспериментальный”) практически каждая восьмая машина, проезжающая мимо дома, существенно превышала скорость, некоторые — в два с лишним раза.

— Современные автомобили спокойно за четыре секунды разгоняются до скорости 100 километров в час. Но может ли водитель, если мчится с большой скоростью, на коротком отрезке пути за то же время затормозить перед резко выехавшей из подворотни машиной или выскочившим человеком? Понятно — нет. Вернемся к графику теории катастроф. Как себя поведет водитель, находясь в машине, едущей с превышением скорости, чтобы не попасть в аварию? Здесь опять же могут играть роль множество разных факторов, но один из главных — реакция водителя! Если он превысил скорость, то “границы опасности” сужаются, соответственно увеличивается риск, что произойдет авария или даже катастрофа. А ведь статистика ДТП действительно страшная: в этом году в авариях погибло свыше 400 человек, и ежедневно число жертв увеличивается. На днях на первой полосе “Вести Сегодня” напечатали: “22 322 водителя набрали штрафные очки за нарушение ПДД”. Какие меры существуют, чтобы предотвратить аварии: улучшить состояние дорог, увеличить штрафы, поставить везде указатели и знаки? Но ведь не это главное. Все сводится к одному — водителю.

— У людей, которые набрали те самые 16 штрафных очков, надо пожизненно отбирать права, а не посылать потенциальных убийц переучиваться, посещать какие–то курсы, которые, разумеется, ничего не дают! Но как предотвратить это? Все просто: надо улучшить подготовку водителей перед тем, как выдавать им права.

В частности, по мнению Валерия Васильевича, необходимо вводить специальные психологические тесты. К примеру, включить в экзамен на права обязательное прохождение теста на тренажере, определяющем реакцию человека. Раньше их использовали лишь в авиационных училищах, но теперь уже во многих странах мира ими обзавелась полиция. И если у будущего водителя не все в порядке с реакцией, то ему не выдают права. К слову, вскоре такие тренажеры намерены ввести и в России. После определения реакции человека при помощи других тестов уже выясняется “уровень честности” человека: насколько он будет соблюдать правила дорожного движения и насколько в нем заложена склонность к порядку в тех или иных ситуациях.

— Пока же, перед тем как идти сдавать на права, все ограничивается лишь справкой о состоянии здоровья. Но ведь если человек раньше не попадался, то фактически и не узнать: наркоман ли он, алкоголик или страдает психическими расстройствами. Значит, насколько объективно будет заключение врача, можно и не спрашивать, — подчеркивает Валерий Васильевич.

Снимут “потолок” — будет больше пожаров

В одной из научных работ Валерий Кутузов, имея многие статистические данные, анализировал причины гибели людей во время пожаров, в частности, социальные и психологические аспекты проблемы. Перед уходом на пенсию Валерий Васильевич передал бумаги руководству — с просьбой разобраться, а потом отдать дальше, желательно властям города или всей страны.

— Только за десять лет количество погибших во время пожаров увеличилось вдвое. К примеру, за девять месяцев этого года погибло 288 человек. И амплитуда графика все время растет. Так, например, чаще всего люди гибнут с ноября по февраль и в выходные дни. Здесь несколько проблем, в частности, социальная. Больше всего пожаров бывает в холодное время года, в квартирах бедных людей. Или же пожары случаются по вине бомжей. Обездоленные живут в развалюхах городских трущоб, которые чуть что — загораются. А с бомжами вообще беда. Они залезают в пустые дома, нередко в подвалы деревянных строений, пьют там, а порой, желая согреться, вообще костры разводят, и что потом случается — известно.

Но наше правительство не заботит человеческая жизнь. Да, дома строятся, однако “очередникам” (порой вообще людям без крова) еще о–очень долго не будет хватать квартир, а в частных новостройках они поселиться не могут, денег–то нет. Теперь, когда снимут “потолок”, бездомных однозначно станет больше, а значит — и пожаров, соответственно и смертейŁ

— С бомжами, потенциальными поджигателями старых зданий, должны разве пожарные разбираться? Нет — полицейские и те, в чьих руках власть, возможность улучшить социальную ситуацию в стране, — отмечает Валерий Кутузов.

Теперь все данные о несчастных случаях доступны, статистики работают хорошо, но катастрофически не хватает аналитиков, которые предоставляли бы в соответствующие структуры власти анализ ситуации в стране и возможные способы решения проблем. На Западе ведь все очень четко происходит, и по нескольку раз на одни и те же грабли стараются не наступать, поскольку каждый шаг анализируется, а потом делают выводы.

А вдруг — паника!

Другой аспект теории безопасности, уже в свете последних событий в мире, связан с терроризмом. В Латвии ОГРОМНОЕ количество зданий абсолютно не подготовлено к ЧС. По словам экспертов, если бы террористы (упаси бог!) грохнули, как это сообщили спецслужбы, универмаг “Стокман”, то жертв было бы очень много, не только из–за собственно взрыва, но и просто в давке. Ведь здание практически не подготовлено к экстренным случаям эвакуации, если внутри находится чересчур много народу.

— Я, еще когда работал в Государственной пожарно–спасательной службе, был в качестве наблюдателя на учениях в театре “Дайлес”. И ужаснулся! Во–первых, там был закрыт запасной выход, от которого еле–еле нашли ключ. Во–вторых, в зале оказалось больше положенного мест, а ведь зачастую на спектаклях даже между рядами ставят стулья, чтобы продать побольше билетов. Вот начнется пожар или грохнет взрыв — так ведь зал “нормально” никто и покинуть не сможет, поскольку количество выходов рассчитано на меньшее количество народа! То есть произойдет давка, люди будут в дыму. Кстати, человеку достаточно три минуты подышать угарным газом (СО2 — 1,7% в воздухе), чтобы смертельно отравиться.

Другая проблема. Во многих школах Риги не хватает запасных выходов, а в большинстве учебных заведений они постоянно закрыты. Теперь подсчитайте: за сколько времени в случае пожара или взрыва через центральный вход пройдет 1500 человек?!

— Не хватает и охраны на массовых концертах, которая следила бы за соблюдением правил безопасности. Я был в прошлом году во Дворце спорта на концерте Баскова. Там какой–то мужик вдруг зажег зажигалку и стал ею размахивать. Опусти он чуть ниже руку, иŁ у человека впереди загорелись бы волосы или одежда. А ведь очень многие махали руками с зажигалками. Одно дело, если кто–то получит ожог, другое — если начнется паника (при виде–то горящей головы!), и сколько людей раздавят в толпе, можно вообразить! И то, что власти страны не думают о создании программы безопасности населения, конечно же, плохо, но в первую очередь нам самим надо вести себя по–человечески. Думать почаще.

12.11.2004 , 14:16

"Вести сегодня"


Написать комментарий