Музыка Пабрикса, слова Кирштейнса

В минувшую среду в отеле "Ридзене" был представлен проект "Основные направления внешней политики Латвии" до 2009 года. Ваш автор может засвидетельствовать их сугубо нейтральный характер


Отныне любой из субъектов внешней политики ЛР сможет сослаться на такую, например, посылку: “Отношения с Россией для Латвии являются стратегически значимыми”. А что из этого вытекает, каждый решит в меру собственной испорченности…

Но все же конец мой — еще не конец

Как заявил, предваряя презентацию, министр иностранных дел Артис Пабрикс, нынче ЛР стоит перед ситуацией “Конца истории” (так называлась нашумевшая в начале 90–х годов книжка футуролога Фукуямы). Однако, вступив в ЕС и НАТО, Латвия отнюдь не исчерпала внешнеполитическую повестку дня. Отныне она должна “использовать свое влияние для повышения благосостояния”. А также делиться своим опытом с миром. “Все, чего мы достигли, мы достигли сами”, — гордо заявил министр, запамятовав, очевидно, как в 90–е годы американские друзья решали с добрым Борисом Николаевичем ключевые латвийские заморочки.

— Нам небезразлично, что происходит в Украине, Белоруссии, Молдове, на Кавказе, — обрисовал географию дипломатических устремлений ЛР А. Пабрикс. — Не потому, что мы имеем великодержавные амбиции. Просто если нам позвонят из International Herald Tribune и спросят, что мы думаем об этих странах, — значит, мы существуем!

Как ни парадоксально, но при этом МИД Латвии намерен ликвидировать департамент стран СНГ — Сообщество наши дипломаты не считают чем–то серьезным. Другое дело — связь с диаспорой. Здесь А. Пабрикс упомянул, что немаловажно, “граждан Латвии, выходцев из Латвии”. Значит — русский латвиец, выехавший на заработки в Ирландию, теоретически может рассчитывать на помощь страны происхождения.

Наши соседи — от Беларуси до Марокко

Так, по мнению соавтора концепции Юриса Пойканса, должна выглядеть “соседская” политика ЕС. Участие в Евросоюзе жизненно важно для интереса к Латвии — “иначе бы к нам не приезжали делегации из Таиланда и Коста–Рики”. Но главной задачей ЛР будет привлечение интереса ЕС к восточным соседям, в том числе и средств для развития Псковской, Новгородской, Ленинградской областей России. Сама же Латвия хочет, чтобы “через 15–20 лет нас считали северной страной”. Не по климату — снега хватает, а по уровню развития. Плавное течение концепции было нарушено главой комиссии по иностранным делам Александром Кирштейнсом. Ему крайне не понравилось, что в ней лишь на 24–й странице значится “объективное изучение истории XX столетия” и призыв “разъяснять мировому сообществу последствия деятельности тоталитарных режимов в Латвии”. К тому же, без упоминания конкретных стран! А. Кирштейнс обвинил российскую дипломатию в “непризнании оккупации”, в том, что она оставила в Латвии 56 тысяч отставных военных и членов их семей. Заодно депутат Народной партии упрекнул США в том, что они “обманули” Латвию по Ираку, а также потребовал разъяснений — будет ли Латвия воевать в Иране и Северной Корее, если американцы решат разобраться и с ними?

Ю. Пойканс, видимо, памятуя о собственной работе в Москве, закончившейся досрочной высылкой, заметил, что на исторические темы в тамошней политике существует табу. “Не надо лелеять иллюзий, что вопрос решится быстро. Не надо забывать истории, но надо идти вперед”, — оптимистично заметил советник МИДа.

Хорошему Чаксте Россия мешает

Роль России весьма своеобразно была оценена и профессором Видземской высшей школы Айнаром Димантсом. “Почему нам так не везет с памятником Констатинсу Чаксте? Потому что он не нравится Москве! Чаксте представлял антигитлеровскую коалицию, а его Латвийский Центральный Совет коммунисты преследовали”.

— Да, Россия не признает оккупации, борется за права человека в Латвии, — констатировал руководитель Латвийской торгово–промышленной палаты Янис Лея. — Однако если мы самоизолируемся, то наше место займут другие! А публицист газеты Neatkarїga Викторс Авотиньш был по отношению к авторам концепции еще круче. “Я не вижу ответственности. Пока не определены национальные интересы Латвии, не будет внешней политики. Я не понимаю, например, зачем нам нужно участвовать в единых войсках ЕС — это не безопасность, а колониализм”.

Вашему же автору концепция показалась даже в чем–то симпатичной. Ведь в наше время даже общие слова о свободе и демократии звучат приятнее, чем призывы к историческому реваншу и “крестовому походу” на страны, желающие жить своим умом. Этого в “Основных направлениях” — нету. Но кто гарантирует, что ради популярности перед нацэлекторатом этого не будет в реальной политике Латвии?

26.11.2004 , 16:58

Вести сегодня


Написать комментарий