Почему подорожал «Телеграф»?

Читатели просят разъяснить

Уважаемая редакция! В этом году подписная цена на “Телеграф” резко выросла. Для людей среднего достатка это очень ощутимо, особенно для нас, латгальцев. Объясните нам, отчего так подскочила цена?
С уважением,
Петр Лемешонок,
г. Краслава

Петр Лемешонок — не единственный, кто обратился в Телеграф с таким вопросом. Сегодня мы попытаемся объяснить нашим уважаемым подписчикам, из чего же складывается цена газеты.

Спасибо тем, кто уничтожил Слоку

Газета — это большое производство, в котором задействованы сотни людей. Отметим хотя бы главные статьи расходов. Это содержание редакции — офиса и трудового коллектива (у нас — 72 человека), техники (компьютерный парк, автомобили, телефонная станция и проч.), покупка информационных лент, командировки журналистов, типографские расходы (закупка бумаги, печать), наконец, доставка газеты читателям.

Бумагу газетчикам приходится импортировать. Успешно ликвидированный на заре латвийской независимости Слокский целлюлозно-бумажный комбинат не оставил местным издателям другого выхода, кроме как закупаться за границей. Покупают бумагу в ЕС или в СНГ — и там, и там поставщики столкнулись с проблемами. В Европе бумага дорожает, потому что растет курс евро, объясняет ситуацию Дзинтра Галиня, менеджер по продажам компании Celaveis, специализирующейся на поставках бумаги. В частности, цены подняла Польша. “Может, они считают, что у них очень хорошая бумага, а может, у них после вступления в Евросоюз тоже выросли производственные расходы: сырье, энергоресурсы и так далее”, — предполагает Дзинтра Галиня.

Еще фирма Celaveis покупала бумагу в российском Сыктывкаре, однако там так резко подняли цену, что латвийская компания решила вообще больше не сотрудничать со столицей Республики Коми. Сейчас российская бумага по стоимости сопоставима с польской, немецкой, венгерской.

В среднем за последнее время только бумага подорожала на 8-10%. Кроме того, заметно подорожали краски. Что будет дальше, поставщики сказать не могут. “Мы можем прогнозировать цену только на три месяца. Тут все зависит не от нас, а от производителей”, — говорит Дзинтра Галиня.

Еще одна важная составляющая стоимости подписки любой газеты — типография. Илзе Екабсоне, руководитель отдела маркетинга и продаж Poligrafijas grupa “Mukusala” (где, в частности, печатается Телеграф), не скрывает: “Сейчас такая ситуация, что цены растут буквально на все. Конечно же, это влияет и на полиграфические услуги. Мы, правда, до конца года смогли сбалансировать свои расходы и обеспечить клиентам цены на прежнем уровне. Но уже с нового года стоимость наших услуг однозначно вырастет”. По словам Илзе Екабсоне, в настоящее время уже подорожали и исходные материалы, и энергоресурсы, и труд работников.

Дорогие наши почтальоны

Почти треть цены годовой подписки средней латвийской газеты составляют расходы по ее доставке читателю.

Специалист по общественным отношениям Latvijas pasts Эдий Шауэрс оправдывается тем, что почта за эти деньги старается улучшить качество и скорость доставки. Уже к концу этого года Latvijas pasts планирует по всей Риге донести прессу до потребителя к 7 утра, к тому же госпочтальоны собираются доставлять газеты и журналы к дверям квартир даже высотных домов.

Более подробную информацию о цене доставки газеты нам любезно предоставила Гунта Губанова, директор отдела абонирования и учета подписного центра Diena. Она рассказала, что вся Латвия в зависимости от отдаленности от Риги поделена на несколько зон, и доставка в каждую из них стоит по-разному. Так, например, получается, что доставка одной газеты Телеграф по Риге в год обходится издателю в 11,66 лата. А в самую дальнюю зону, например, в Вентспилс — 17,51 лата. Вот и считайте, сколько остается на все остальное!
Тариф, пояснила г-жа Губанова, зависит от периодичности. Чем чаще выходит издание, тем дороже его доставка. Цена доставки русской и латышской прессы не отличается.
На будущий год Diena планирует повысить цену из-за того, что растут расходы на автотранспорт. Для фирмы это одна из важнейших статей расходов.

Бизнес складывается из расходов и доходов

Если посмотреть на газетный рынок Латвии в целом, то можно констатировать, что за последние годы цены на ежедневные газеты в среднем росли на 17-18% в год. Три года назад, когда Телеграф впервые появился на рынке, он стоил значительно дешевле других газет. Это был намеренный ход издателя, чтобы привлечь внимание к новому продукту. Так на рынке поступают многие производители. Траты на издание газеты тогда значительно превышали цену, которую платил читатель. На экономическом языке это называется демпинг.
В итоге нас узнали, у нас появился свой круг читателей. За три года наши подписные тиражи стали сопоставимы с тиражами конкурентов. Но для любой компании выпуск товара имеет смысл только тогда, когда окупаются расходы, и если не сразу появляется прибыль, то хотя бы намечается тенденция, что она будет. Иначе зачем этим делом заниматься?
Все газеты Латвии — частные. Для каждого издателя вопрос расходов и доходов — главный. Поэтому вместе с ростом стоимости бензина, электроэнергии, жилья, бумаги и т.д. растут и цены на газеты. Да, мы понимаем, что скачок цены с 14,99 до 35 латов — слишком резкий. Но так мы выходим из демпинга и становимся полноценным товаром.

Почему другие газеты дешевле?

Читатель вправе спросить: а почему другие ежедневные русские газеты — Час и Вести — остались дешевыми? Здесь мы можем только высказывать свои предположения. Типография, почта, бумага дорожают для всех. Соответственно, наши коллеги могут на чем-то экономить. Может быть, на покупке оперативных информационных лент, может быть, на оплате труда корреспондентов… Дорого стоит получение эксклюзивной информации. А если же использовать перепечатки из других газет, то это обходится значительно дешевле.
Свое мнение по поводу дешевых газет высказал Телеграфу опытный издатель, председатель правления АО Diena и вице-президент Латвийской ассоциации издателей прессы Арвил Ашераденс: “Конечно, газета не может стоить так дешево, как ее продают некоторые русские издательства. Скорее всего, такие издательства абсолютно неприбыльные. Мне трудно найти объяснения, какой резон содержать такое убыточное предприятие. Хотя логичнее всего предположить, что тут дело в политических интересах, а не в бизнесе”. Аналогичного мнения придерживаются и опрошенные газетой Dienas bizness эксперты. Так это или нет — судить не беремся. Но ясно одно — если подходить к газете как к бизнесу, то она не может существовать вне логики рынка.

29.11.2004 , 10:54

Вера КОРЧАК, генеральный директор Телеграфа


Написать комментарий