Помогают тем, кто хочет помочь себе

На прошлой неделе на очередном заседании жилищной комиссии городской думы, как обычно, рассматривалось немало вопросов, и за каждым из них – человеческие судьбы, неудачи или ошибки, объективные трудности или беспечность. Понять это, дать объективную оценку ситуации и помочь в первую очередь именно тем, кто в этой помощи действительно нуждается и сам готов не сидеть сложа руки – все это входит в нелегкие обязанности членов жилищной комиссии.

На комиссию вызвана семья – отец, мать и совершеннолетняя дочь (есть и еще одна, помладше). Впрочем, семья лишь юридически, и то – пока. А на деле муж с женой уже 2 года не живут вместе. У него за это время появилась новая – гражданская – супруга, родился ребенок. Что ж, ситуация достаточно обычная, но все дело в том, что мужчина не пускает бывшую жену с детьми в двухкомнатную квартиру, где они до этого проживали вместе, и те вынуждены снимать жилье. Поменял замки и не дает ключ – даже обращения к участковому полицейскому не помогли. Члены комиссии вежливо, но твердо объясняют: хотя он и является ответственным квартиросъемщиком, но и жена с дочерьми также задекларированы в этой муниципальной квартире и имеют не меньшее право проживать в ней. “У вас две комнаты – вот и поделитесь”, – эти слова звучат не как совет, а как требование. И хотя мужчина пытается неловко оправдаться и спорить, очень быстро понимает, что с ним не шутят, а могут на вполне законных основаниях отказать в продлении договора на аренду квартиры. Здесь же, на глазах членов жилищной комиссии, он передает бывшей супруге ключ.

И снова заходит семья – на этот раз не распавшаяся, а воссоединившаяся. Муж недавно вернулся из мест лишения свободы. До того он с женой и двумя детьми жил в квартире в денационализированном доме. Пока отец семейства был в тюрьме, старший сын, женившись, поселился на селе у бабушки. Старушка болела, молодой семье тоже не лишней была помощь, хозяйская квартира дорогая – и женщина с дочерью тоже решила пока переселиться в деревню, даже не задумавшись о том, что теряет городскую прописку. И вот теперь, когда супруг вернулся и собирается работать в Даугавпилсе, возникла проблема: он-то как человек, проживавший до заключения в городе, имеет право и теперь задекларировать здесь свое место жительства, но один – семья такое право потеряла из-за собственной беспечности. Мужчине предоставили кроватное место на ул. Шаура, 23, но он-то хочет жить вместе с семьей – и это вполне понятно. Статуса малообеспеченного у мужчины нет – оказывается, он и на зоне работал и зарабатывал немало. Было заметно, что этот факт удивляет членов жилищной комиссии – по их словам, с таким они сталкиваются впервые. Трудолюбие всегда вызывает уважение и симпатию. Семье хочется помочь. Но перед комиссией стоит вопрос: как сделать это в рамках закона? Поступает предложение: выделить жилплощадь только мужу, но такую, чтобы он имел возможность задекларировать на ней и свою семью. Так и решают: в ближайшие дни супругам предложено осмотреть четыре малогабаритные, но вполне нормальные квартиры и сообщить, какую из них они выбирают. Конечно, удобства там лишь частичные и ремонт требуется, однако для людей, не боящихся труда, это не препятствие. Понимая, что им сделали настоящий подарок, супруги уходят со словами благодарности.

Совсем иная ситуация – есть двухкомнатная муниципальная квартира, в которой живут мать с сыном-подростком, но в последнее время стал накапливаться значительный долг за коммунальные услуги. Правда, месяц назад он сократился, но члены жилищной комиссии настаивают на том, чтобы и оставшаяся сумма была погашена – и лишь тогда договор аренды будет продлен. Они предлагают женщине дать на погашение долга определенное время, но она резко отвечает: “Некогда мне каждый день сюда ходить, оплачу прямо сегодня”. С тем и уходит. Получается, возможность оплатить всю сумму все-таки была, просто есть люди, легкомысленно живущие по принципу: “Гром не грянет – мужик не перекрестится”.
И еще один пример человеческого легкомыслия. За пользование трехкомнатной квартирой, где задекларирована мать с двумя детьми, набрался долг более 500 латов. Как оказалось, молодая женщина в квартире не живет – она работает в Риге и там же заочно учится в РТУ. Младший сын с ней, старший – у бабушки, а в квартиру она временно пустила брата с семьей. Брат же, уверяя сестру, что исправно оплачивает коммунальные услуги, и не думал этого делать. Пришлось незадачливой женщине погашать долг из своего кармана. Но на комиссию она была вызвана даже не из-за этого: квартира является муниципальной собственностью, и квартиросъемщик не имеет никакого права без разрешения пускать туда посторонних людей, даже если это родственники. Таким образом, женщина нарушила правила и может быть на законном основании выселена из квартиры. И все же, учитывая, что речь идет о вдове с двумя с детьми, которая и учится, и работает – словом, прилагает все старания наладить свою жизнь, ни у кого не прося помощи, да и долг она оплатила, комиссия решила продлить ей договор аренды – но пока лишь на год. Далее он будет продлен лишь при условии, что она, во-первых, не будет больше пускать “квартирантов”, а во-вторых, сама постарается поскорее вернуться в Даугавпилс. Ведь в городе и так не хватает муниципального жилья, и позволять ему пустовать – недопустимая роскошь.

Завершилось заседание комиссии рассмотрением списка жильцов, на которых собираются подавать иски о выселении. И тут каждое дело рассматривалось индивидуально. Если члены комиссии усматривали, что долги накопились из-за объективных трудностей и людям следует помочь, выносилась резолюция – обращение в суд отложить, жильцов вызвать на комиссию. Но были и такие случаи, в которых очевидна вина самих жильцов, и тут уж никто не возражал – пусть дальше решает суд. При рассмотрении одного из случаев оказалось, что вместе с нерадивым квартиросъемщиком в настоящее время, не задекларировавшись проживает сожительница со своими тремя детьми. И хотя этот вопрос вовсе не входит в обязанности жилищной комиссии, тут уж заволновалась  Хелена Солдатенок. Она сразу позвонила в приют на ул. Шаура, где женщина с детьми до того была задекларирована, узнала, что та снялась с учета, а новых сведений нет, и была возмущена до глубины души. Заседание уже закончилось, остальные члены комиссии вели непринужденные беседы, а Хелена Солдатенок все еще набирала номера телефонов и взволнованно говорила с социальными работниками, пытаясь выяснить, как же получилось, что дети из семьи социального риска выпали из зоны внимания, и какие меры необходимо срочно принять, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Результат такого неформального подхода к работе и искреннего волнения за судьбу чужих детей сегодня уже известен: семья будет задекларирована там, где сейчас проживает, а социальные работники станут держать ее на контроле, проверяя, как живется детям.

Елена САНГУШКО.

16.11.2007 , 02:54

"Миллион"


Написать комментарий