Пойман организатор телефонной «аварийной схемы»

В Литве по ордеру латвийской Генпрокуратуры был задержан 28-летний Виталий Ю. – предполагаемый организатор “телефонной схемы”, с помощью которой у жителей Риги и Даугавпилса выманили порядка 60 000 латов. Любопытный нюанс: всю кропотливую работу по обману десятков людей он проводил, сидя в тюрьме.

Организатор телефонной “аварийной схемы” пойман

Виталий Ю. был вычислен и задержан в результате совместной операции Даугавпилсского управления полиции, Центрального управления по борьбе с оргпреступностью (ONAP) и работников ГУП Риги – с помощью литовских коллег.

Коротко о нем: 28 лет, кличка – Психолог. Во время совершения афер отбывал наказание в литовской тюрьме – за аналогичное “аварийное” мошенничество и вооруженный разбой.

Масштабы и схема

Оценим трудолюбие задержанного: с начала года он терроризировал звонками Даугавпилс, с июля – столицу. В итоге латвийские пенсионерки расстались с суммой как минимум порядка 50-60 тысяч латов. В Риге – 29 преступных эпизодов, в Даугавпилсе – 31. Средняя прибыль с каждой аферы – около тысячи латов.

Потери в течение нескольких месяцев “работы” были минимальны: девять второстепенных соучастников-посредников, выполнявших самую рискованную работу – приезжавших за деньгами.

Жертвы. Как считает следствие, Виталий Ю., сидя в тюрьме (последняя в полном соответствии с европейскими стандартами гуманности обходилась без собственной оперчасти), разжился большим количеством мобильников и толстым телефонным справочником Латвии. День он, судя по всему, начинал с того, что прозванивал номера практически по алфавиту. Предпочитая, разумеется, русские фамилии: латышского он не знал.

Виталий совершал до 200 звонков в день. Полезный коэффициент, конечно, был невелик,- но и две-три “купившиеся” пенсионерки в неделю приносили сумму, превосходящую месячную зарплату премьер-министра.

Прозвище Психолог г-н Ю. оправдывал: звонил весьма аккуратно, быстро понимал, расстанется ли “клиент” с деньгами, и действовал соответственно. Ловились в основном старушки от семидесяти лет и старше: те, кто младше, не имеют такого длительного опыта проживания в СССР и соответственно такого бескрайнего ресурса доверчивости.

Разговор строился по классической схеме: “Алло, госпожа Иванова? У вас внук есть? Нету внука? Ну, зять… я не знаю, кто он там. Мне сказали, что у вас какой-то есть… А, есть? Ну так это он. Он аварию совершил, довольно серьезную, вот меня коллеги из полиции и попросили позвонить…” Далее – старушкам предлагалось выплатить от 1000 до 3000 латов наличными за “решение вопроса”.

Исполнители. На роль тех, кто “приедет за деньгами”, подбирались лично не знакомые с Виталием Ю. молодые литовские граждане от 21 до 28 лет. Нередко наркоманы, нередко игроманы – в общем, остро нуждающиеся в деньгах. Они вербовались, возможно, через освобождающихся “сидельцев” тюрьмы.

Посредникам выплачивалось примерно по 20% от общей суммы изъятого у старушек. Их засылали в Латвию и велели ждать звонка. По команде – с нарисованным планом двора, где должна состояться передача денег – вывозили на “адрес”. Потом отвозили до банка, где они перечисляли деньги на указанный банковский счет, оставляя себе оговоренные проценты.

Полиции только в Риге удалось задержать девять таких “пешек”.

Нюанс

Своих сокамерников Виталий Ю., судя по всему, не привлекал ни к прозвону латвийских старушек, ни к разделу барышей. Что, кстати, опровергает версию, которую внушали ненадежным ввиду их наркоманства и молодости посредникам: “Деньги пойдут на общак”. На общак если и шло, то совсем немного.

На самом деле Виталий, судя по всему, обеспечивал себе собственный стартовый капитал – к моменту выхода из тюрьмы он был вполне зажиточным человеком. Освободившись после отбытия наказания 20 ноября, он явно был шокирован, когда его задержали литовские полицейские по ордеру, полученному от латвийской Генпрокуратуры.

Что еще любопытно: следствию удалось сличить голос Виталия Ю. с записанными в ходе оперативно-розыскных мероприятий разговорами с псевдополицейским. Экспертиза подтвердила идентичность голосов.

Последствия

В течение двух месяцев в Литве будет принято решение о выдаче (или невыдаче, что маловероятно) предполагаемого преступника в Латвию. Ожидаются и новые задержания – оставшихся на свободе подельников Ю.

А главный эффект его задержания уже очевиден: с 20 ноября в Латвии “полицейские звонки” прекратились.

P.S. Следствие продолжается. Возможно, часть потерянных средств удастся вернуть пострадавшим.

Виктор МАРАХОВСКИЙ


Написать комментарий