Заговор против старости

Впервые за многие годы в социальном бюджете страны образовался излишек в более 300 млн. латов. Однако эти накопления не пойдут на увеличение пенсий.

1 апреля пенсионеры получили обещанную надбавку к пенсии, которая составила в среднем 11 латов. Скромная величина “поддержки” объяснялась рациональным использованием бюджетных средств. При этом “запас” социального бюджета составляет более 300 миллионов латов. Спрашивается: зачем откладывать такие сбережения на “черный день”, если для пенсионеров этот “черный” день уже настал?

А был ли мальчик?

О том, что прожить в наше время на сто латов невозможно, знают все, особенно пенсионеры. Пожилым людям приходится отказывать себе в самом насущном, чтобы заплатить за квартиру. Ведь они еще свято чтят законы: не дай бог задолжать коммунальным службам города за воду, отопление или газ. Это ниже их достоинства и против их совести. Могут ли ждать пенсионеры взаимного уважения от министерства благосостояния и правящей коалиции? Очень сомнительно. Последние давно рас-прощались со своим достоинством и забыли о совести. Вообще, поднимать тему пенсий у них как-то не принято. На сайте министерства благосостояния “Миллион” обнаружил целый ряд исследований, посвященных проблемам интеграции инвалидов, детских пособий, равноправия полов, физическому насилию, неофициальным бракам и детям из бедных семей. И ни одного экспертного заключения о том, как тяжело приходится нынешним пенсионерам.

Одна рука дает – другая отнимает

Только, когда положение пожилых людей стало катастрофическим, минблаг в срочном порядке разработал поправки к закону “О государственных пенсиях”, предусматривающих индексацию пенсий в 2008 году. Социальной комиссии сейма потребовалось всего одно заседание, чтобы рассмотреть предложения минблага. И в конце февраля парламентарии на удивление единодушно одобрили поправки. Просто рекордные по нашим латвийским меркам сроки принятия решения! Обычно законодательная инициатива рассматривается не меньше 3-5 месяцев.

Итак, как уже сообщала пресса, с 1 апреля пенсии увеличены в среднем на 11 латов. Что же в действительности кроется за этим понятием “в среднем”? А то, что самые ничтожные пенсии размером от 35-50 латов (представьте себе, в Латвии такие еще встречаются) будут увеличены всего на 4,54 лата, пенсии в 90-100 латов (каких в Латвии подавляющее большинство) – на 10,15 латов, а вот пенсии в 145-150 латов – почти на 16 латов. Откуда такая несправедливость? Как объясняет специалист по общественным отношениям минблага Илзе Свиклиня, при индексации пенсий принимался во внимание не прожиточный минимум, а коэффициент потребительских цен и инфляции за период с сентября по февраль текущего года.

Есть еще одна проблема, с которой столкнутся пенсионеры, благодаря “жесту доброй воли” от минблага. Дело в том, что льготы от самоуправлений, среди которых – скидка на отопление, проезд в общественном транспорте, пособие на лекарства и услуги стоматолога, полагаются только тем пенсионерам, инвалидам и малоимущим, чей ежемесячный доход меньше 150 латов. А это значит, что, возможно, пенсионеры, чья пенсия после индексации превысит 150 латов, будут лишены помощи от самоуправлений. Как прокомментировала ситуацию И. Свиклиня, размер пенсий, с которым можно претендовать на льготы, определяют сами муниципалитеты. Каковы будут их действия в связи с индексацией пенсий, министерству неизвестно.

Мелочь, а приятно

С 2002 года для социального бюджета страны настали светлые времена: пропал дефицит, и даже образовалось заметное накопление средств. В настоящее время на специальных бюджетных счетах социального страхования хранятся 358,9 миллионов латов остатка. Для их эффективного использования заключены договоры с Государственной кассой о вложении свободных средств в долгосрочные вклады. В результате, по задумке минблага, соцбюджет получит дополнительные доходы. Благодаря финансовым операциям в 2006 году эти доходы составили примерно 5 млн. латов, а в этом году дополнительно прогнозируется получить 10 млн. латов.

Конечно, прибыльный бизнес – это хорошо, но куда актуальнее сейчас направить излишек социального бюджета на увеличение пенсий. Однако Минблаг утверждает, что излишек в бюджете нельзя использовать для сегодняшних нужд. “Уже сейчас надо начинать накапливать средства на то время, когда население Латвии начнет быстро стареть, – объясняет директор департамента коммуникаций министерства благосостояния Лелде Рафелде, – если все накопления использовать сразу, то в будущем не хватит средств на выплату пенсий тем, кто сейчас честно платит налоги. Свободным средствам надо позволить зарабатывать проценты, которые пригодятся тогда, когда пенсионеров будет много, а рабочих – мало”.

Напомним, что на индексацию пенсий-2008 в общей сложности будет потрачено 51,3 млн. латов. Добавь минблаг к этой сумме еще 50 миллионов – бюджет и не заметил бы потери. А для пенсионера 30 латов надбавки вместо нынешних 11 латов – это уже неплохое подспорье. Но министерство село на строжайшую экономию: 350 млн. латов на “черный” день и ни копейки меньше! Видимо, прогнозы относительно нашего будущего у минблага уж очень неутешительные.

Порочная система

Кто же загнал пенсионеров в угол, и кто реализует заговор против старости? Латвия одна из первых стран в Центральной и Восточной Европе, которая ввела 3-уровневую пенсионную систему. Как объясняют официальные документы, старая пенсионная система изжила себя. Люди, по мнению минблага, не были заинтересованы платить налоги, т.к. размер пенсий не зависел от размера социальных взносов. Пенсию определял трудовой стаж и средняя зарплата в стране. Такой подход не устраивал молодое латвийское государство, и оно заявило прямо: большие пенсии мы не потянем, поэтому забудем прошлое и начнем с чистого листка. Так и сделали в 1996 году – понятие рабочего стажа утратило прежнее значение. В результате у нас образовалась огромная группа пенсионеров, которые при стаже в 35-40 лет получают сейчас пенсию размером 90-100 латов. В чем они виноваты? Рассказывает пенсионерка Валентина: “при стаже в 40 лет государство назначило мне пенсию всего в 98 латов. 35 лет своей жизни я отдала заводу Химического волокна в Даугавпилсе. Работала перемотчицей, упаковщицей, была для завода универсальным солдатом. А теперь мои труды власти оценили в жалкие 100 латов”.

Валентину и других пенсионеров, “не заработавших на старость”, минблаг считает жертвами переходного периода. Трехуровневая система предполагает, что пенсионер, как игрок на бирже, будет вкладывать свои пенсионные накопления в рынки финансовых капиталов. Что якобы избавит правительство от бремени индексации пенсий в будущем. А пока наших стариков просят потерпеть. Министр благосостояния Ивета Пурне обещала регулярно общаться с пенсионерами и их общественными организациями. В ближайшее время она начинает “турне” по Латвии с целью разъяснить плюсы пенсионной реформы, необходимость уходить на пенсию как можно позже (лет эдак в 75) и т.д. Такова идеология.

Кто-то скажет в сердцах: это заговор правых националов. Что вы! Это заговор против старости. Ведь умирать от нищеты будут старики всех национальностей. А хоронить русских и латышей будут рядом на одном кладбище.

Марьяна Иванова.

10.04.2008 , 10:43

"Миллион"


Написать комментарий