Дом с привидениями 1

Красивейшая усадьба, знаменитая на всю округу и ставшая главной достопримечательностью Вецсалиенской волости пережила немало драматических моментов за свою историю.

Но по-прежнему чарует всех роскошью форм и оригинальностью деталей. Рассказывают, что в бывшем баронском доме, теперь называемом Червонским замком, живут призраки, которые хранят его от разрушения. Иногда в ночь полнолуния в серебряном свете луны на главной башне можно увидеть мужскую фигуру с ружьем – говорят, это баронский лесник строго оглядывает окрестности, смотрит, не безобразничает ли кто в парке и владениях его хозяина. Говорят, при жизни этот лесник никому не разрешал собирать в баронском лесу ягоды, грибы, сухой валежник.

По другим преданиям и даже рассказам очевидцев, нередко в темных ночных окнах имения вдруг появляется мерцающий огонек свечи. Кажется, что кто-то ходит из комнаты в комнату, проверяя, все ли в порядке.

Но это – местные легенды, а вот о том, что известно из более надежных источников, нам рассказала учитель истории Наталья Леончук и завотделом городского художественно-краеведческого музея Л.Жилвинская.

Немцы появились на территории Эстонии и Латвии в 12 веке: купцы вели торговлю и водили свои суда с товарами по Даугаве, а крестоносцы пришли в эти земли как завоеватели, чтобы покорить местные племена куршей, ливов и прочих язычников и утвердить здесь христианство. Скоро здесь был создан орден Меченосцев, а чужаки расселялись в этих краях, получали земли и “вили” свои баронские, графские “гнезда”. В отличие от других известных немецких родов, появившихся в Балтии, род фон Ханов тянется от куршских Гайлисов, которые вовремя сориентировались, перейдя на сторону крестоносцев-завоевателей. В фамильном гербе Ханов сохранилось изображение петуха.

Когда фон Ханы получили эти земли – точно неизвестно, но господский дом здесь был построен и в течение многих последующих лет не раз перестраивался, пока, наконец, в 1870 году очередной наследник имения не взялся за него всерьез. За три года было возведено внушительных размеров здание в неоготическом стиле, с двускатной крышей, мезонином, башней и декоративной отделкой на фасаде. Арки, колонны, витражи на окнах – все это было необычным, нездешним и вызывало у местного населения восхищение и трепет. Господский дом видели издалека, так как он был сложен из кирпича карминно-красного цвета. За этот радостный цвет дом со временем стали называть Червонским замком, а селение – Червонкой (червонный – красный).

Вокруг здания был разбит парк свободной планировки, где росли даже экзотические виды деревьев. Опять же по воспоминаниям старожилов, которые в 80-х годах 20 века собирала жительница этих мест В.Чернявская, за провинность барон наказывал своих подданных довольно оригинально – заставлял посадить в парке дерево, какого еще там не росло. Так появились здесь даже грецкие деревья – орехи с них рвали мальчишки еще лет 20 тому назад.

У старого барона фон Хана (наши собеседники не могли припомнить имен) во всем был настоящий немецкий порядок. Барон с женой и двумя сыновьями жили в быту очень просто, а хозяйство вели строго. В имении делали кирпичи для хозяйственных построек (сохранились до наших дней), для домов рабочих. В имении делали уголь, держали домашний скот, продавая молоко, масло, сметану, мясо на рынках Динабурга.

По заведенному порядку крестьянский труд в имении оплачивался. Мужчины работали с восхода до заката с двухчасовым перерывом на обед. 60 дней нужно было отработать на барона бесплатно, а за остальные начислялось по 20 копеек и выдавался специальный талон. Потом талоны обменивались на деньги. Кроме того, на одного работника-мужчину барон выделял корову, двух овец и корм для животных. Барон разрешал работнику засеять полгектара своей земли картофелем и снять урожай, а еще выдавал после сбора урожая по 100 пудов зерна (пуд – 16 кг). А если в крестьянском доме разваливалась печь – барон присылал своего мастера для починки. Все это для крестьян делалось бесплатно. Кроме того, барон построил в селе корчму, служившую клубом и местом отдыха для селян. По воспоминаниям потомков крестьян, работавших у фон Ханов, люди жили вполне сытно. Правда, сохранился и такой факт: возмущенные чем-то крестьяне сожгли как-то барский хлев и сенной сарай. Но все обошлось. А вот в другой раз, в 1905 году, когда на окраинах Российской империи вспыхивали волнения, старый барон своих крестьян защитил от репрессий, поклявшись, что бунтовщиков среди его людей нет.

У старого барона и его жены было два сына. Старший болел туберкулезом и умер молодым. Вслед за ним, накануне Первой мировой войны, отошли в мир иной старый барон с женой. Имение перешло во владение второго сына и его жены Иоганны. Когда-то младший фон Хан привез ее из Берлина и женился против воли родителей, считавших девушку не достаточно знатной, а значит, и недостойной носить фамилию фон Ханов и титул баронессы. Тем не менее, сын предпочел навлечь на себя гнев родителей, но сохранить любовь.
После Первой мировой войны имение Ханов стало приходить в упадок. Владелец продал земли и уехал с женой и дочерью в Германию, чтобы уже больше не возвращаться в эти места.

Накануне Второй мировой войны и после в здании была школа, а сейчас здесь размещается почта, аптека, отделение банка и правление волостного совета.

Сегодня взору любознательного туриста предстает нарядное красно-белое здание, чей внешний вид содержится в относительном порядке. Вокруг дома чисто, ухоженно. Частично сохранился и парк со старинными деревьями, а вот пруды сильно заросли осокой. И все-таки, придя сюда, сразу ощущаешь особую энергетику этого места. Жаль вот только, что уже не получится от замка пойти на баронское кладбище: оно было изрядно разорено, а тот, кто за ним присматривал в середине прошлого века, по слухам, тоже не остался в стороне от этого дела, а потом вроде бы уехал в Ригу и купил себе хороший дом.

О разоренном кладбище упомянул в разговоре с нами даугавпилчанин Э.Нотхофт. По информации, полученной от представителя немецкого общества Г.Ессе, предки Э.Нотхофта состояли в родстве с фон Ханами. Однако это оказалось не совсем достоверно, наш собеседник отметил, что его отец никогда не упоминал о родстве с фон Ханами, равно как и бабушка. Не сохранилось и каких-либо документальных свидетельств родства. Впрочем, возможно, что была какая-то побочная ветвь фон Ханов, сведений о которой не сохранилось или пока не изучены.

Отметим, что сегодня историю Червонского замка собирают по крупицам музейные работники, учителя истории (отдельное спасибо Наталье Леончук за помощь в подготовке этого материала), краеведы. Благодаря их любви к родному краю, неравнодушию и любознательности баронский дом привлекает к себе внимание и волнует воображение каждого, кто увидел этот червонный замок, овеянный тайнами и легендами.

Альбина ДАВЫДЕНКО

15.05.2008 , 17:54

"Сейчас"


Написать комментарий

Одного не понял - а какого хрена заголовок у статьи "Дом с приведениями"? В статье о них вообще ни слова!