Воздушная война

В этом году Латвии "стукнет" 90. Ее независимость была провозглашена Через неделю после завершения грандиозного конфликта с участием 38 стран. Это была первая в истории война, в ходе которой были задействованы боевые самолеты. Чаще они применялись в разведывательных целях, реже - для бомбардировки противника. Ведь много бомб и гранат с собой в кабину "этажерки" не прихватишь.

Любопытно, что примерно в то же время в России, где шла Гражданская война, и красные, и белые пилоты загружали в аэроплан арбузы и дыни в виду недостатка боеприпасов. Все это летело на головы неприятеля. Эффект был даже большим, чем от обычных бомб.

СВОЙ ПУЛЕМЕТ ОПАСНЕЕ АЭРОПЛАНОВ

“Фанера” начала прошлого столетия была, естественно, далека от совершенства современных боевых машин. Кстати, впервые в боевых целях авиацию применили итальянские пилоты во время их короткой войны с турками 1911-1912 г.г. Аэроплан совершил полет вдоль побережья нынешней Ливии, летчик уточнял расположение вражеской батареи и благополучно вернулся на свой аэродром.

Одним из самых существенных недостатков конструкции тогдашних аэропланов являлось отсутствие специального устройства для крепления пулемета. Чтобы выпустить очередь, пилоту приходилось приседать на корточки, что негативно сказывалось на результатах стрельбы. Проблема усугублялась и тем, что уже в 1915 году начались первые воздушные бои немцев с французами и англичанами. Во время одного из них, перезаряжая ленту, британский лейтенант Льюис Стрейндж потерял равновесие и упал. Самолет начал заваливаться на бок и стремительно приближаться к земле. Офицер выпал из кабины, уцепился за крыло, ситуация была критической. Однако не потерявший самообладания лейтенант в последний момент сумел ухватиться за ленту, к которой был прикреплен пулемет, и после двух-трех попыток забрался обратно в свое кресло. Вернулся на базу живым и невредимым, но теперь он сознавал, что свой пулемет опаснее аэропланов противника.

Другим серьезным минусом воздушной войны было отсутствие радиосвязи. В случае потери курса, вынужденной посадки или ранения пилот не мог передать свои координаты. Поэтому он обычно сжигал поврежденный или целый аэроплан и затем пытался прорваться к своим через занятую врагом территорию. Подготовка летчиков оставляла желать лучшего, опыта было маловато. Да и откуда было взяться спасительному опыту, если все предыдущие войны велись только на суше и на море. Свои военно-воздушные силы британцы сформировали лишь в 1912 году, девять лет спустя после перелета братьев Райт через Ла-Манш. Немцы и французы сделали это двумя годами раньше, в 1910-м.

И ПОХОРОНИЛИ НАДЕЖДУ НА ПОБЕДУ

Немцы могли направить на Западный фронт до 250 своих самолетов. В то время как Франция – не более 160 бипланов, а Англия – вообще 60. Главной задачей летчиков было наблюдать за перемещением войск противника и переброской боеприпасов. Это весьма помогало пехоте и особенно артиллерии.

Дело в том, что многие дальнобойные орудия были укрыты в десятках километров от линии фонта и артиллеристы противостоящей армии при всем желании не могли видеть интересующих их “коллег”. Так, в бурном сентябре 1914-го, когда немцы вплотную подошли к Парижу, французские авиаторы заметили с высоты разрыв в месте стыка двух германских армий, что дорого стоило противнику: пришлось похоронить надежду на скорое достижение победы.

ЗАБИРАЛИСЬ В НЕБО ВСЕГО НА 1000 МЕТРОВ

Первое время авиаторы враждующих армий вели себя, как настоящие джентльмены, приветствуя друг друга жестами. Потом в ход обычно шло личное оружие. Тут уже как кому повезет. Известен случай, когда немецкий ас хотел пустить в ход оружие против невооруженной машины британцев, но те сумели убедить его не делать этого и спокойно улетели к объекту наблюдения. Но со временем подобного воздушного рыцарства становилось все меньше.

Первые самолеты не являлись скоростными аппаратами. Нередко выходил из строя мотор, с земли их обстреливали пехотинцы противника. В начале войны пилоты в большинстве своем были добровольцами. Никто не учил их тактике воздушного боя, обучались в деле. Обычно самолеты воюющих армий не забирались в небо более чем на тысячу метров, дабы лучше разглядеть противника. Иногда случались комические ситуации. Например, немецкий аэроплан разогнал группу английских солдат, игравших в футбол. Они в панике разбежались.

Другой проблемой было определение своих и вражеских аэропланов. Если с немецкими рыцарскими крестами все было ясно (они были хорошо заметны с земли), то англичанам в начале войны не везло – их часто сбивали свои, так как принимали изображение британского флага за крест. В конце концов их летчики перешли на копию французской эмблемы, представлявшей собой круг красно-бело-синего цветов. Кстати, во время англо-бурской войны (1899-1902) на юге Африки англичане несли большие потери от бурских стрелков, прирожденных охотников, из-за своих красных мундиров. Они представляли собой идеальные мишени для буров. Пришлось придумать униформу под цвет местности. Так появились хаки, и потери сразу уменьшились. Война исправляет ошибки.

АПРЕЛЬ СТАЛ ПОИСТЕНЕ КРОВАВЫМ

К середине военных действий схватки пилотов становились все более ожесточенными. В июле 1916 года англичане и французы установили полный контроль над воздушным пространством. Однако ненадолго.

В октябре его властелинами вновь стали немцы, которые выпускали все больше летательных аппаратов. Апрель 17-го стал поистине кровавым для англичан – их потери увеличились сразу на 50 процентов. В Атлантике и Северном море зверствовали немецкие рейдеры.

Революционная Россия фактически прекратила войну. Положение Антанты укрепляло лишь обещание Америки прислать свои войска во Францию. Но поскольку реальной армии у нее не было, то вновь сформированные войска под командованием будущего президента США Дуайта Эйзенхауэра (немецкие корни, прозвище – Айк) появились в Европе только год спустя.

Весной 1918 года британская и французская промышленность производили вдвое больше самолетов, нежели Германия. На Западном фронте Антанта и Четверной союз задействовали уже более 800 боевых машин. Пулемет к тому времени надежно крепился на верхнем крыле.

“КРАСНЫЙ БАРОН” ФОН РИХТГОФЕН

Общепризнанно, что лучшим асом Первой мировой войны был немецкий аристократ (вообще дворяне тогда составляли в авиации элиту армий, проводя в воздухе поединки наподобие своих предков – рыцарей, индивидуально) Манфред фон Рихтгофен. На его счету был не один десяток сбитых летчиков противника. А “красным” его называли из-за цвета самолета с тевтонским крестом. Но военное счастье переменчиво. В апреле 1918 года он был сбит и погиб. Его похоронили англичане со всеми необходимыми почестями – они уважали врагов, несмотря на почти миллионные потери за время войны. Его довольно случайно подстрелил из винтовки некий австралийский солдат, как показало расследование. Герой так и не получил заслуженной награды, стал бродягой, спился и умер уже в 20-х годах.

ПОГИБЛО БОЛЕЕ 10 ТЫСЯЧ АВИАТОРОВ

Немцам очень помог голландский инженер Антоний Фоккер, переселившийся в Германию в 1913 году. Производимые им самолеты (40 моделей) оказались весьма эффективны в бою. Нашли также, как решить проблему пулемета на борту: он стал менее стационарным и мог стрелять непрерывно почти во все стороны, только не вперед, ибо пули вполне могли угодить в пропеллер. Первыми до этого додумались немцы в 1915 году. Позже решили вопрос передней стрельбы. Теперь летчик свободно мог вести самолет и стрельбу. Французы немного в этом плане поотстали, но и они вскоре стали устанавливать дощечки на пропеллере.

Фоккер изобрел новый пулемет, который установили на его же самолете “Eindecker”. Немцы сбили столько машин противника, что французы и англичане называли их атаки “бешенством Фоккера”. В 1917 году началось широкое применение парашюта.

Развивалась и тактика воздушного боя, использовались атаки снизу и с флангов. Скорость самолетов при них достигала 150 км в час. Союзники были подготовлены хуже: 80 процентов сбитых британских летчиков участвовали не более чем в 20 боях. В случае неудачи пилоту и наблюдателю жить оставалось каких-то 15 секунд.

Постепенно создавались эскадрильи – летчики летали строем до дюжины машин. Бои в составе группы получили название “собачьих”. В основном именно в таких групповых боях барон фон Рихтгофен уничтожил 80 британских и французских машин, пока не погиб сам. В 1916 году германский истребитель “Альбатрос” развивал скорость до 175 км в час. Они сбили так много английских аэропланов, что ни один из них не рисковал подняться в воздух почти целых две недели. Западный фронт без поддержки авиации был парализован.

Во Франции и Великобритании к концу войны производилось вдвое больше самолетов, чем в Германии, у немцев были трудности с исходными материалами.

11 ноября 1918 года Германия капитулировала. За войну она лишилась 3128 машин, 6840 летчиков и наблюдателей. Потери французов, англичан и американцев были значительно выше – почти 10 тысяч аиваторов.

Сергей КУЗНЕЦОВ

22.05.2008 , 18:46

"Сейчас"


Написать комментарий