Война

Белые розы у Российского посольства в знак солидарности с Грузией – это еще не все. Грузия просит военной поддержки у Латвии. Министр иностранных дел Марис Риекстиньш в интервью Латвийскому радио сказал, что Латвия возможность послать солдат в "горячую точку" обязательно рассмотрит. Интересно, он лично готов стрелять, и уверен, что наши парни согласны участвовать в этой войне, а солдатские матери отдадут детей ради усмирения осетинского народа?

Под покровом ночи

Хронику противостояния каждый может узнать при желании. Распад СССР все еще аукается кровавыми конфликтами. Грузия ушла от России, а Южная Осетия и Абхазия, напротив, еще в брежневские времена просились в состав РСФСР, устраивая забастовки и другие акции протеста. В начале 90-х было ворруженное столкновение между грузинами и осетинами. С тех пор по соглашению 92-го года здесь находились миротворцы. Все эти годы вражда тлела, оборачиваясь то разрушением водовода, то подрывом машин, то просто перестрелкой. И вот – война.

Число погибших за 7-10 августа составило, по разным оценкам, от 1400 до 2000 человек. Эта цифра может возрасти, когда станет известна судьба захваченных грузинскими войсками осетинских сел – была информация, что их просто расстреливали. Еще около 30 тысяч осетин бежали в Россию.

Критический момент для Южной Осетии наступил утром 8 августа. Силы обороны были на исходе, и уцелевшие защитники Цхинвала держались лишь на вере в то, что Россия придет на помощь. С каждым часом эта надежда таяла, и осетины уже со слезами говорили, что Москва их кинула. В самой России пошли слухи, что Кремль, якобы, “сдал” Южную Осетию, лишь бы не ссориться с Западом. Но, пока политологи строчили свои статьи, а читатели рубили гневными репликами на интернет-форумах, из России в Южную Осетию двигались части 58-й армии, посланные на поддержку миротворческого контингента. Началась операция по “понуждению к миру”.

Информационная война

В кармане у Саакашвили лежал еще один план. Одним из его элементов было размещение грузинских артиллерийских и ракетных батарей в черте грузинских же деревень. Расчет прост: если русские начнут подавлять батареи, то Тбилиси тут же закричит про “варварский обстрел” мирных жителей. Эта методика использовалась грузинскими военными давно, но сейчас она оказалась как никогда “эффективной”.

Поэтому, данные огневые точки не были сразу подавлены: их координаты тщательно вычислялись, а там где грузинские “Грады” стояли чуть ли не в огородах, приходилось отказываться от ответного удара. Непросто было наносить и удары по грузинским военным аэродромам в Гори и других городах, рядом с которыми всегда находились какие-то жилые объекты (общежитие персонала, например). Тбилиси сразу начал кричать про “бомбардировки мирных городов” и демонстрировать кадры жертв.

Правительство Саакашвили сделало последнюю ставку на изображение конфликта как “агрессия России”. Уже 8 августа он “забыл” о том, что это его войска начали штурм Цхинвала и выступил с интервью западным СМИ, утверждая, что Россия напала на “мирную Грузию”.

Характерно, что все основные контролируемые США и Англией информационные агентства “не заметили” шестнадцати часов агрессии Грузии против Южной Осетии и, как по команде, начали отсчет конфликта и трансляцию сюжетов с ввода российских войск в Южную Осетию. Более того, заголовки и основные ключевые блоки комментариев были выстроены по одной схеме: “Грузия под атакой!”, “Русские ворвались в Грузию!”, “Русские танки идут на Тбилиси”. При этом в качестве “аргумента” показали кадры стреляющих по Цхинвалу грузинских “Градов” – с подписью, что это, мол, русские стреляют по населенному пункту Гори.

Расколотая Латвия

События в Южной Осетии уже тотально раскололи латвийское общество по национальному признаку – русскоязычные выступают в поддержку осетин, латыши – за грузин. Обе стороны выражают свое мнение ретиво и шумно. Ряд латвийских государственных деятелей, в том числе министр иностранных дел

М. Риекстиньш, выступили с заявлениями в осуждение “агрессивной России”, а в Риге даже провели шествие “те, кому небезразлична военная атака Российской Федерации на Грузию”. В знак протеста демонстранты принесли к посольству РФ белые розы. Но сверху тотчас легли красные розы, положенные другими.

Глава комиссия Сейма по иностранным делам Андрис Берзиньш выразился сдержанно:

– Грузия является нашим другом, соратником, которому мы помогаем. С другой стороны, конечно, в данном конфликте участвуют обе стороны. Сейчас трудно сказать, кто развязал этот конфликт, но я придерживаюсь той точки зрения, что Россия воюет на территории Грузии. Хотя, наверное, и грузины не без изъяна. Для России – не сюрприз, что мы поддерживаем Грузию на пути в НАТО и ЕС. К тому же мы еще в начале 1990-х признали независимость Грузии, причем в тех границах, о которых говорит сама Грузия. И резолюция ООН о прекращении огня и размещении миротворческих сил предусматривала последующий вывод этих сил. Мы попробуем пригласить всех, кто располагает информацией – грузинского посла, представителей МИД. И я не готов говорить, что мы собираемся осудить позицию России. Взвесим информацию и первым пунктом будем четко призывать обе стороны остановить огонь и сесть за стол переговоров.

Депутат Сейма из Даугавпилса  Алексей Видавский нелицеприятно отозвался о грузинском руководителе:

- Вы знаете, четыре года назад я был в Грузии и своими глазами видел, в каких тяжелых условиях живет грузинский народ. Нищета, разваленная экономика, разрушенная промышленность, государственный бюджет всего в 3,5 миллиарда долларов. И вместо того, чтобы заниматься подьемом благосостояния населения, президент Саакашвили затевает войну, убивает мирных жителей. Думаю, все усилия сторон должны быть направлены исключительно к скорейшему прекращению огня.

В свою очередь, другая даугавпилчанка в Сейме,  Сармите Кикусте, не пожелала говорить, кто, по ее мнению, является виновником войны:

Война – это всегда очень плохо, с какими бы целями она не затевалась. В первую очередь, меня волнует то, что в зоне конфликта оказалось множество невинных людей – грузин, осетин и русских. Нужно позаботиться о том, чтобы смерти мирных граждан прекратились, прекратить огонь с обеих сторон, а уж потом начать выяснять, кто виноват. Любой конфликт надо решать невооруженным путем.

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

13.08.2008 , 14:58

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий