Никакой дискриминации

Летать на парапланах в небе Даугавпилса начали в конце девяностых. А официально клуб парапланеристов ULTRA действует в нашем городе с самого начала нового тысячелетия

В итоге уже больше десяти лет летают, парят, скользят над лесами, полями и долами Латгалии эти неспешные, но очень смелые и свободолюбивые “птицы”. А мы, завидев их, поднимаем вверх свои головы, загруженные всякой бренной чепухой вроде проблем на работе. И… нам тоже так хочется!

“Наша Газета” решила познакомить читателей с одним из “гуру” парапланеристов Даугавпилса — Антоном Елисеевым. Да, к нему можно прийти и научится… летать — приручив крыло параплана. Какой он — Антон Елисеев? Какие они — наши парапланеристы? Ответ они дают сами (смотреть сайт www.flight.lv), признаваясь, что относятся “к тому типу людей, которым всегда больше всех надо. Жить, конечно, с этим сложнее, но интереснее”. Просто они из породы людей, влюбленных в НЕБО. Так и говорят, что, на их взгляд, “нет ничего прекраснее, чем небо, пестрящее разноцветными крыльями”. А еще им хочется рассказать о себе: “Ау! Это мы — люди, которые обрели крылья!” Но, пожалуй, главнее то, что возможность научиться летать есть у каждого — стоит только захотеть. Цитируем: “Люди должны знать, что у каждого из нас есть возможность научиться летать на параплане, дельтаплане и самолете, научиться прыгать с парашютом и даже стать капитаном воздушного шара”. Все мы можем стать крылатыми!

— Антон, а когда Вы стали крылатым?
— Я лично начал летать в 1998 году. Обучать летать на парапланах стал лет шесть назад. В последние годы постоянно организуем полеты на Гривском аэродроме. Поучиться и полетать к нам приезжают со всей Латвии, из Литвы. В Даугавпилсе очень хорошие условия для полетов: нет запретных зон, как вокруг больших аэродромов в Риге.

— Почему именно парапланы, а не те же парашюты?
— Начал с параплана — и все. Нравится этот спорт и тем, что он очень разнообразен. Можно просто летать вверх-вниз (на лебедке), можно научиться находить восходящие потоки и использовать их для полета, набрав высоту и улетев на много километров. Можно летать с мотором (куда хочешь — туда и летишь). Можно поехать в горы полетать. Все эти возможности доступны — параплан и все необходимое для полета снаряжение умещается в рюкзак весом 15-20 кг, перевозить и хранить который не доставляет особых хлопот. Подготовиться к полету пилот может всего за 5-10 минут. И вот — ощущение свободы. Легкий свист в ушах. Запах неба. Для парашютиста нужен самолет, дельтаплан на руках на гору не занесешь, а параплан — самый удобный и простой летательный аппарат.

— Зимой можно летать на параплане?
— Мы летаем круглый год, даже в минус десять грудусов. Просто зимой и осенью, когда идут дожди и дуют сильные ветра, тяжелее поймать хорошую погоду. Самые же приятные полеты в летнюю пору — с апреля по сентябрь включительно.

— Это опасный вид спорта?
— Все относительно безопасно. На мой вгляд (и, думаю, со мною согласятся многие), гораздо опаснее ехать по дороге на машине из Даугавпилса в Ригу, чем летать на параплане. На ста километрах в час машины расходятся на расстояние двух метров, а здесь, в небе, столько простора, скорости не такие большие и есть время подумать. Здесь моя личная безопасность зависит только от меня. В небе места много! Все зависит от пилота — он сам выбирает степень риска. Какова максимальная высота полетов? Латвийский рекорд — у нашего клуба: три с половиной километра. До двух километров набрать вообще без проблем. Ночью мы не летаем — полеты запрещены. И в облаках нельзя летать. Но в Европе бывают специальные акции “Полеты при Луне” — парапланы оснащают лампочками, высвечивают приземление и летают.

— Девушки летают на парапланах?
— Год назад “женская группировка” нашего клуба летала очень активно. Но сейчас одна из девушек очень загружена по работе, вторая занята семьей… В парапланеризме совершенно нет ограничения по полу, возрасту и физическим возможностям — летать на парапланах могут даже инвалиды. Когда мы летали в Испании, то видели, как женщина на инвалидной каляске стартовала с горки. У меня бы на ее месте смелости не хватило! Там такой обрыв был… Ее отпустили с тормозов, она покатилась, вывела руками крыло — полетела, наслаждаясь полетом!

— И даже толстенькие могут летать на парапланах?
— У нас летали и бабушки, и малыши. Честно! Главное, чтобы человек мог пробежать буквально пять-десять метров. Если он в состоянии это сделать, то он может лететь. Поверьте, летать может каждый. Повторюсь: в парапланеризме полностью исключаются половая, возрастная и другие виды дискриминации. Потому что это просто и доступно, главное тут — само желание летать.

— А своего ребенка во сколько лет “запустили” бы в небо?
— В тандеме — с сознательного возраста (лет четырех), чтобы он уже понимал, мог оценить, показать свои эмоции по поводу полета.

— Лихачество в парапланеризме в чем выражается?
— Это выполнение различных акробатических трюков, полеты в некомфортных условиях, когда, например, сильный ветер. Параплан летит со скоростью сорок километров в час (семь-восемь метров в секунду) и почти не летит против ветра. В сильные ветра мы не летаем!

— Вы сами попадали в экстремальные ситуации?
— Не припомню! Экстремальной я считаю ситуацию, к которой ты не готов. Бывает всякое, но если человек готов к этому, то он воспринимает все как должное. Даже если приходится бросить запасной парашют (такой тоже имеется в снаряжении). Нет-нет, мы не выпрыгиваем из параплана! Пилот не отстегивается от снаряжения — просто выкидывает запасной парашют, а потом вместе с основным снаряженим приземляется. Экстримом мы здесь не занимаемся! Мы учим летать постепенно — чтобы было меньше стресса: сначала тренируемся на земле, потом летаем с горки, учимся работать с крылом. За время подготовки к полетам я уже вижу: адеквателен ли человек, подготовлен ли к полетам. Нет такого, как показывают по телевизору, когда берут некую экстремальную блондинку и выпускают. И она рулит вправо, влево, кричит “А-а-а!”… Мы в ходе учебы постепенно добавляем осознанные риски, но пилот уже к ним готов и справляется со всем. Экстремально — это водку пить и на мотоцикле по дороге носиться.

— Часто летаете в других странах?
— Уезжаем полетать в другие страны, когда у нас не сезон — начинается ноябрь, идут дожди и холодно. Тогда едем на юг Европы, где теплее. Понравилось летать в Марокко (в Африке). А летом — самый класс летать в Латвии. Самые мои запоминающиеся (самые длинные, самые долгие) полеты совершились здесь, в нашей стране. Кстати, в поездках полетать так же классно, как здесь, на родине, обычно не удается. Почему? Там новые, неизвестные тебе места — сначала нужно все хорошо изучить. А на родине мы можем улететь на десятки и сотни километров и не волноваться: как назад? Бывает, друзья на машине “подберут”, периодически возвращаемся на автобусе. Снаряжение — за спиной в рюкзаке… Вот, помню один очень интересный перелет в Краславу. Случился он в самом начале весны, здесь недалеко. Мы пролетели всего чуть больше шестидесяти километров, но какой был дико холодный, морозный воздух! Поднялись на два с лишним километра, задубели! Летели в тандеме — я со своей женой. Рядом летел Роберто. У нас была камера, фотоаппарат. Друг другу махали руками, кричали (когда рядом летишь, то все слышно, ведь на высоте ничего не шумит кроме ветра в стропах). Приземлились — деревенский народ глазел… Это был такой классный полет — эпопея!

— В компании лететь интереснее, чем одному?
— Одному лететь тоже интересно — столько положительных эмоций испытываешь. Порой хочется кричать от радости! Но когда ты можешь поделиться своими эмоциями от полета, то это еще лучше. Ты можешь показать — смотри, какая птица летит! Смотри, какая машина, какие все внизу маленькие… Летишь по небу, а внизу гудит город. Всех звуков ты не слышишь, но доносятся какие-то обрывки городской суеты — например, гудки машин. А ты летишь — прохладно, хорошо — и видишь все сверху, как на карте. И чем выше, тем лучше! Видишь многое — небо далеко, куда реки текут, соседние государства…

— Вы легко к жизни относитесь?
— Я?! Да! А как к ней можно относиться тяжело?! Думаю, что все нужно делать с удовольствием. Если думать, что жизнь — это каторга, то она и будет каторгой. Как считаешь — так оно и будет. Что внутри, то и снаружи — мудрые люди это давно уже сказали. А от полетов настроение улучшается. Помогает!

Елена ГЕДЮНЕ

11.09.2008 , 11:33

"Наша Газета"


Написать комментарий