Судебный иск – оружие обоюдоострое

В четверг, 2 октября, должно было состоятся судебное заседание по иску журналистки Людмилы Стомы против издателя газеты "Миллион" Григория Немцова. Таким образом, должна была быть поставлена точка в "боевых действиях", тянущихся уже несколько лет.

Свои и чужие!

История судебных тяжб издателя, депутата городской Думы и лидера партии “Латгалес таута” с журналистами, работавшими в газете “Сейчас”, тянется с 2003 года.

В этой войне  Григорий Немцов нашел неотразимое, по его мнению, оружие: он начал заваливать журналистов противника судебными исками, надеясь, таким образом привести их к молчанию. Непосредственным поводом к этому послужила серия статей в “Сейчас”, появившихся с августа по сентябрь 2003 года. Их темы вращались вокруг знаменитой телевышки, много лет бесполезно возвышавшейся над крышей дома по Ятниеку, 68, а также вокруг некоторых аспектов деятельности г-на Немцова на политической арене нашего города.

Конкретные выражения, использовавшиеся “сейчасовцами”, вылились в отдельную проблему: на суде издатель “Миллиона” долго и подробно перечислял словосочетания, возмутившие его больше всего. Поругание своей чести он потребовал оценить в рамках 158 статьи УЗ, предусматривающей наказание за клевету в средствах массовой информации. Произошел ряд громких судебных заседаний, на которых в качестве свидетелей, успело побывать огромное количество народа: от первых лиц города, до скромных почтальонш, занимающихся распространением “Миллиона”.

Забавно, конечно, что именно газета “Миллион” выходит с пустой страницей “в знак протеста против того, чтобы на журналистов подавали в суд”. К хозяину газеты этот призыв почему-то не относится.

Долгая судебная эпопея

Рассказывает Людмила Стома:

– Началось все с того, что по иску Немцова против меня было возбуждено в конце октября 2003 года административное дело об оскорблении чести и достоинства. А потом его юрист, Яхимович, посоветовала Немцову пересмотреть иск так, чтобы дело рассматривалось уже по уголовной статье. И в январе 2004 года, по требованию представителей Немцова, административное дело было переквалифицировано, то есть мне выпала “честь” стать первым в истории Даугавпилса журналистом, судимым по уголовному делу (смеется).

Потом, в ходе процесса, в число обвиняемых попал и тогдашний редактор “Сейчас” Анатолий Вавинский. Завязалась судебная канитель. Четыре года я вынуждена была ходить на заседания. Дело осложнилось, когда выяснилось, что все вещдоки, которые я могла бы предъявить в свою пользу — документы, диктофонные записи, хранившиеся в сейфе бывшего главреда “Сейчас” Ковалева, таинственным образом исчезли. Не имея их на руках, я не могла бы доказать, что все, что я писала в своих статьях о деятельности Немцова, — истинная правда. Более того, сам Ковалев, к тому времени уже перебравшийся на работу в Ригу, пришел на одно из заседаний и дал показания… в пользу Немцова!

Позже выяснилось, что они предварительно вступили в сговор… Меня спасла видеокассета, которую я хранила у себя: на ней были запечатлены свидетельства в мою пользу. В начале этого года суд вынес решение о моей полной невиновности. Немцов опротестовал данное решение в Латгальском окружном суде. Там мне предлагали мировую: я признаю себя виновной, и за это Немцов отказывается от материальных претензий в мой адрес.

Чувствуя свою правоту, я, естественно, отвергла это предложение. В итоге я была оправдана вторично, обвинения в мой адрес признали совершенно не обоснованными. Но из-за необоснованного обвинения Немцова и бреши в латвийском законодательстве, согласно которому уголовные дела судом возбуждаются даже на основании клеветнических жалоб, я вынуждена была уйти из “Сейчас”.

Тот же самый Немцов говорил мне, что любая моя статья, направленная против него, станет основанием для иска. Но ведь я как журналист, получающий задания от редактора, часто не вольна в выборе своих тем. Единственный вариант: писать обо всем максимально правдиво, что я всегда и делала. Однако так как уголовные дела в Латвии возбуждаются даже за правдивые журналистские материалы, а я устала от бесконечной судебной тяжбы, новых необоснованных обвинений от Немцова я не стала дожидаться. Как показало дальнейшее, Немцов осуществил бы свои угрозы. После моего ухода из “Сейчас” в отношении моего коллеги А. Вавинского, оставшегося там работать, Немцовым было возбуждено множество уголовных и гражданских дел.

Хочу обратить внимание еще и на то, что, подав на меня в суд, Немцов создал прецедент. Отныне все лица, которым не нравилось то, что про них писали в газетах, могли подавать в суд на неугодных журналистов — чтобы заткнуть им рот. Иски посыпались, как из рога изобилия. Я сама столкнулась с этим в полной мере, когда, по примеру Немцова, на меня подал в суд еще и судмедэксперт Михаил Гусаревич. Опять же через два года меня оправдали вчистую: но только я сама знаю, сколько потраченного времени и нервов эта история мне стоила.

Поэтому, когда все закончилось, я сама подала иск на Гусаревича: насчет компенсации мне морального и материального ущерба. Латгальский окружной суд признал мою правоту и компенсацию я отсудила. После этого, весною, я подала в суд уже на Немцова, по 158 статье УЗ, за клеветнические обвинения в мой адрес.

Сделала я это не только для себя, но и в целях защиты всей журналистской корпорации. Нужно, чтобы все понимали: cудебный иск — оружие обоюдоострое. Если ты пытаешься иском заткнуть рот неугодному журналисту только за то, что тебе не нравится, как он тебя критикует, — будь готов к перспективе сам оказаться перед судом. Такая тактика принесла результаты: Немцов уже снял с моих коллег уголовные обвинения и переквалифицировал их в административные. Но я не отступлюсь от этого дела до тех пор, пока не одержу полной победы. Это послужит хорошим уроком не только для Немцова, но и для его последователей.

Комментировать отказался

Верная своей тактике предоставлять слово обеим сторонам, “Экспресс-неделя” связалась с Григорием Немцовым, чтобы услышать и его аргументы. Однако, предоставлять их шеф “Миллиона” категорически отказался:

– 2 октября судебного заседания по иску против меня не будет — по уважительной причине, в связи с чрезмерной загруженностью моего юриста в настоящее время. Ну а до тех пор, пока оно не состоялось, приводить свои аргументы и доводы по данному делу считаю совершенно не нужным и абсолютно преждевременным. Вы сможете услышать их непосредственно во время суда.

Ну, а пока судебное разбирательство по иску Людмилы Стомы против Григория Немцова отложено на февраль будущего года.

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

08.10.2008 , 17:28

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий