Ради этого и стоит жить…

Объединение пенсионеров DauER, созданное в 1996 году, возглавляет Мария Воробьева. Поздравляя пожилых людей с замечательным профессиональным праздником, она пожелала всем выдержки, здоровья, душевного тепла от родных и близких.

НЕ СТЫДНО СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА МОЛОДЫМ

В зале царила атмосфера искреннего и желанного общения. По случаю мероприятия женщины принарядились, сделали прически. Мужчины в строгих костюмах заинтересованно посматривали по сторонам. Время будто на мгновение отступило: встречались не пенсионеры – встречались старые друзья. Те, кто имеет свои цветники на дачах, принесли на праздник октябрьские хризантемы. Золотисто-оранжевым ручейком разбежались они по большому залу, оказавшись в руках у каждой женщины. За своей спиной я услышала фразу: “Этот букет я никому не отдам, хочу засушить на добрую память!”

По традиции ветеранами завода считались отработавшие на нем не менее 20 лет. 9 октября 2008 года положило начало новому веянию – с этого времени принято решение зачислять в члены общества DauER и тех, кто отработал меньше: десять лет – тоже срок.

В бытность завода “Электроинструмент” за каждым цехом был закреплен подшефный класс школы-интерната. Эта дружба в продолжение традиции длится по сей день. В концертной программе, подготовленной детьми, внуками и правнуками ветеранов завода, принимали участие и воспитанники школы-интерната. Пожилым людям не стыдно смотреть в глаза молодым, у каждого есть, о чем рассказать. М.Воробьева упомянула о непростом периоде в жизни человека – уходе на пенсию. Раньше, встречаясь, люди говорили о разном – женщины с волнением о мужчинах, мужчины живо обсуждали женский пол и т.д. Сейчас в основном рассказывают друг другу о болезнях, делятся народными рецептами, которые обходятся дешевле дорогостоящих медпрепаратов.

В 2007 году этот мир покинули 10 ветеранов завода, в 2008-м году их строй уменьшился еще на 28 человек.

Председатель общества DauER выразила благодарность Даугавпилсской думе за оказанную финансовую поддержку в организации мероприятия. Ведь на счету объединения было всего около шести латов – с таким капиталом праздник не отметишь. Руководитель Управления социальных дел  Жанна Кулакова рассказала в свою очередь об изменениях в социальных льготах (они коснутся 14 категорий жителей) о пособиях на отопление.

Все те, кто пришел поздравлять бывших заводчан, желали им любви. Вот уж, действительно, “любви все возрасты покорны”. Она живет в каждом из нас до последнего вздоха. Важно осознание своей полезности, нужности кому-то. В подтверждение справедливости этих слов ветеранов тепло поздравляли их дети и внуки. Последние делали это с особым удовольствием, с гордостью за своих бабушек и дедушек – стойких тружеников ушедшей эпохи. У сегодняшних молодых другие цели. Стараясь выжить, они зарабатывают валюту на чужих предприятиях. Выступающие выразили надежду, что придет время и молодежь вернется восстанавливать свои фабрики и заводы, на которых десятилетиями с честью трудились старшие поколения родных.

ЗАВОДЫ СЛАВИЛИСЬ СВОИМИ ДИНАСТИЯМИ

Крупные заводские предприятия в советское время славились рабочими династиями. Были такие династии и на заводе “Электроинструмент”. Своими воспоминаниями с читателями газеты “СейЧас” поделилась Неонила Якушевич.

Неонила – уроженка Даугавпилса. В 1950 году на завод, которому тогда исполнился год (основан в 1949-м), пришел работать ее отец – Евтихий Васильевич Баровский. Заводской специальности у него не было – успел закончить лишь восьмилетку. Потом фронт, контузия.

К слову сказать, по тем временам и восьмилетнее образование было не у каждого. Обратили внимание на красивый разборчивый почерк бывшего фронтовика, и отца взяли на склад металлов – кладовщиком. Поднаторев в складском деле, со временем он возглавил новый Центральный склад.

Семья жила в районе “Майки”, где трамвай поворачивает в Крепость. Теснота – в комнате в 7 квадратных метров ютились вчетвером: родители взяли к себе сына маминой сестры. Маленькой Неониле приходилось спать на двух сдвинутых вместе стульях. Мама – Феодосия Гавриловна – умудрялась каким-то образом держать корову. Молоко носила в крепость, продавала там офицерским семьям. Отец поначалу получал мало, у мамы от “молочной минифермы” доходов больше выходило. В 1956-м переехали в свой дом на Гриву. Дом возник не из воздуха – родители перевезли крепкое еще строение из Литвы (они там проживали первоначально). Большую часть работы по восстановлению дома в Даугавпилсе взяла на себя мама.

Когда Неониле исполнилось 11 лет, мать сама пошла на завод, устроилась на склад к отцу. В семье не было секретов – каждый делился событиями прожитого дня. Поэтому для мамы в папиной складской работе было уже все понятно. Они ходили на работу вместе и вместе возвращались. Скоро центральный склад стали называть складом “Баровских”. В 1985 году кладовщики вместе ушли на пенсию (стаж отца – 35 лет, матери – 25), но и после их ухода крепко закрепившееся в сознании заводского люда название не исчезло – склад “Баровских” и все тут!

Окончив среднюю школу, Неонила устроилась в машиносчетное бюро завода. По совету главбуха – Петра Воробьева -поступила на вечернее отделение экономического факультета. Тогда экономистов катастрофически не хватало. Началась требующая большой отдачи жизнь – утром с Гривы на завод, после работы – в институт. Домой заявлялась уже после 22.00. В выходные, чтобы не отстать в учебе, наверстывала теорию. После второго курса 19-летней девушке предложили место экономиста в литейном цехе.

Жизнь вносила судьбоносные коррективы – в 1969-м Неонила вышла замуж, в 1970-м родился сын Андрей. Учеба не прекращалась и во время беременности. В день родов однокурсницы уговорили преподавателя поставить молодой мамочке-студентке зачет, что он и сделал. Это было воспринято как лучшее и оригинальное поздравление с новорожденным.

МОЛОДЕЖЬ ОБЪЕДИНЯЛ КОМСОМОЛ

Литейный цех сменился инструментальным, потом инструментальным отделом, отделом снабжения, где Неонила возглавила бюро. Она уже знала, чем “дышит” большой завод. “Электроинструмент” подчинялся Министерству тяжелого машиностроения. Параллельно с заводом работал научно-исследовательский институт в городе Химки (Подмосковье). Ученые разрабатывали новый инструмент. Заводские конструкторы корректировали, дорабатывали, внедряли в практику. Научные сотрудники приезжали на завод не в качестве гостей – было реальное сотрудничество теоретиков и практиков. Неонила ездила в Химки утверждать цену на внедряемый инструмент. Профессионально доказывала его лучшую эргономику, удобство и надежность в применении.

В 70-х годах на “Электроинструменте” была сильная сандружина, в которой героиня нашего рассказа принимала самое активное участие. Тогда серьезно учили оказывать первую медпомощь. Завод имел свое бомбоубежище. Эвакуация цехов рассчитана по минутам. Проводились учебные тревоги. Сегодня Латвия в поисках врага, а спрятаться от него негде – в бомбоубежищах офисы да кафе. Раньше в каждом доме, квартире были радиоточки, извещающие о ситуации. Неонила привела в пример Ругели. когда там взрывались газовые баллоны, люди не знали, что происходит.

Завод славился сильной самодеятельностью, талантливыми заводскими поэтами. Смотры, репетиции, концерты. Весело, с задором проходили заводские мероприятия. Молодежь во многом объединял комсомол. Устраивались соревнования между комсомольскими организациями цехов.

В 1972 году учеба в институте была закончена, через два года родилась дочь Татьяна. Недопустимо рано ушел из жизни муж. Молодая еще женщина осталась одна с двумя детьми. В это время тяжелой утраты поддержал ставший родным завод.

В финансовом отношении особых проблем не возникло. Квартплата за трехкомнатную квартиру на ту пору – 19 рублей при зарплате в 160. Транспортные расходы – копейки. Пособие на двоих детей – 120 рублей. Жить можно. Гораздо труднее привыкать к одиночеству. К счастью, оно продлилось не слишком долго – через два года на ее жизненном пути повстречался Павел. С тех пор они вместе уже 25 лет. Их сын, Александр, совсем взрослый.

Но вернемся к основной теме. После армии на “Электроинструменте” появился старший сын, Андрей. Работал в транспортном цехе, параллельно учился в институте. Его трудовой стаж на заводе 23 года. Был период, когда утром на заводской проходной можно было увидеть сразу четверых близких родственников – родителей, дочь, внука. Рабочая династия прервалась не по вине завода, вмешались силы нового времени.

Успел поработать на заводе и младший сын – Саша. Неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы предприятие не закрылось.

Неонила Якушевич до сих пор вполне востребована жизнью. Она интересна детям, четырем своим внукам, мужу. У нее много хороших знакомых. После завода успела поработать на предприятии Ziglera mašīnbūve, закончить курсы по основам бизнеса для людей с ограниченными возможностями. В настоящее время занимается бухгалтерией и делопроизводством, пишет проекты для общества инвалидов ILGAS. Неонила, которую окружающие больше знают как Нину, нужна людям. Ради этого и стоит жить.

Жанна ЧАЙКИНА

16.10.2008 , 18:35

"Сейчас"


Написать комментарий