Новая АЭС обернётся… демографическим бумом

Атомная электростанция, скорее всего, расположится на берегу озера Друкшяй, в 30 км от Даугавпилса. Но до сих пор неясен вопрос с захоронением ядерных отходов. В Даугавпилсский райсовет на общественное обсуждение проекта строительства новой атомной электростанции в Литве пришло не многим более пяти десятков человек, при том что АЭС окажет влияние на жизни сотни тысяч. Чем обернется для нас это равнодушие в будущем?

Главным героем дня в зале Даугавпилсского районного совета 8 октября стал Мико Похьонен, представитель финской консалтинговой компании Poyry Energy, которая по заказу Lietuvos Energija, литовского министерства энергетики и руководства Литвы выполнила оценку влияния будущей АЭС на окружающую среду. В разработке этого доклада приняли участие более 40 экспертов, начиная с биологов и заканчивая энергетиками. Эта оценка в оригинале (на английском и литовском языках) являет собой 600 страниц текста. На латышском языке, несмотря на просьбы присутствующих на общественном обсуждении чиновников из госбюро Управления среды, доклад по-прежнему недоступен (ознакомиться можно только с сокращенным его вариантом на 20 страницах), хотя уже на днях он будет передан литовскому руководству для рассмотрения и принятия окончательного решения. Так что, видимо, для соблюдения всех формальностей и чтобы латвийцы не думали, что их мнением совсем никто не поинтересовался, Мико Похьонен приехал в Даугавпилс сам и попытался ответить на все интересующие вопросы, которых, надо признать, было много. Но сказать, что диалог удался, при всем уважении к стараниям гостя и его переводчика, нельзя. Немногочисленные участники дискуссии хотели услышать ответы на простые человеческие вопросы о потенциальных угрозах, представляемых данным проектом, и о своем будущем вблизи АЭС. Но тщетно. К концу встречи в зале воцарилась атмосфера беспомощности перед намерениями южного соседа, а добиться от скандинавского ученого-бизнесмена ответа о том, что хорошего даст строительство новой АЭС самому близкому к ней городу – Даугавпилсу, – так и не удалось. Ну, разве что М.Похьонен пообещал нам улучшение социальной, экономической и …демографической (!) обстановки.

ПОВЫСИТ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ НА 10 ГРАДУСОВ

Документ, представленный финским консалтинговым бюро, предлагает правительству Литвы возможные варианты развития ситуации: два месторасположения, три типа реакторов, три сценария охлаждения реакторов и т.п. Тем не менее, скорее всего, новая АЭС расположится на берегу озера Друкшяй, в 30 км от Даугавпилса и 130 км от Вильнюса, и часть процесса охлаждения реактора (-ов) будет проходить при помощи воды из этого озера. Пропуск озерной воды через механизмы АЭС с целью их охлаждения повысит температуру воды в озере в среднем на 10 градусов Цельсия, в другом плане характеристики воды не изменятся. Это повлечет за собой небольшие изменения местной флоры и фауны: флора будет быстрее расти, фауна – скорее и чаще размножаться.

Радиоактивные выбросы в атмосферу будут минимальны. Как сказал Мико Похьонен, источаемая радиация в год будет в четыре раза меньше, чем если бы человек один раз сделал рентген на наличие у него рака груди. Но это в режиме нормальной работы. В случае же тяжелой ядерной аварии на электростанции (которая может случиться с вероятностью менее одного раза на 1 000 000 лет работы реактора), согласно докладу финских ученых, ни на территории Литвы, ни в соседних Латвии и Белоруссии не будет необходимости в специальных убежищах. Нам просто назначат йодовую профилактику и запретят к употреблению воду, молоко и продукты питания…

Тем не менее об авариях никто, конечно, много не говорит. Сотрудники Литовского энергетического института, в числе которых Артурас Шмайжис, присутствовавший на встрече в Даугавпилсе, уверены, что шансы на аварию минимальны. На новой АЭС будут реакторы нового – третьего и третьего “плюс” – поколения, в то время как на нынешней Игналинской АЭС – реакторы второго поколения. А такие, как были на Чернобыльской станции, уже давно не производятся, как заверил присутствующих М.Похьонен. В его родной Финляндии, кстати, успешно функционируют четыре АЭС, и находится в стадии разработки пятая – такая же, как будет построена в Литве.

А ДАУГАВПИЛС НИКТО И НЕ СПРОСИЛ

Предполагается, что новая АЭС будет работать примерно 60 лет при том, что строительство ее займет как минимум 8-9 лет. Но эксперты оптимистичны и предрекают запуск хотя бы одного реактора в 2015 году, как это предполагает стратегия энергетического развития Литвы.

Новая литовская АЭС будет производить 3400 мегаватт, в 460 из которых нуждается Латвия. Это только 30% потребляемой нами электроэнергии, 70% мы получаем от гидроэлектростанций, как сказала представитель Латвийского клуба защиты среды Элита Калныня.

- Странно, что никто не говорит, откуда мы будем брать эти 30% необходимой нам электроэнергии в тот промежуток времени, когда Игналинская АЭС будет закрыта, а новую станцию будут только строить, – недоумевает Э.Калныня.

Также неясен вопрос с захоронением ядерных отходов как от ликвидируемой, так и от новой станции. Ежегодно только новая АЭС будет производить от 160 до 940 куб. м радиоактивных отходов. Будут ли их хоронить вместе с отходами от старой станции или в другом месте – непонятно.

- Нас не столько беспокоит строительство новой станции – мы жили вблизи Игналинской АЭС многие годы, – сколько обустройство могильника ядерных отходов, ибо нет уверенности в его безопасности, – сказала  Рита Строде, признав в то же время, что власти города и жители по сути бессильны.

- Я не питаю иллюзий на этот счет и думаю, что станция, скорее всего, будет построена, – подытожила мэр.

Действительно, при работе над докладом о влиянии новой АЭС на окружающую среду и людей не было предложено однозначного решения вопроса об утилизации отходов. Ясно одно – они должны быть изолированы на глубине 500 м, но насчет того, где и как это будет происходить, четких планов нет.

Что еще особенно занятно, так этот тот факт, что группа из вышеупомянутых 40 экспертов обсудила вопрос строительства АЭС с 500 жителями Висагинаса и, вы не поверите, мнения людей, которые зарабатывают себе на жизнь на ближайшей АЭС, были “в основном положительными”! Спросить Даугавпилс, находящийся в радиусе 30 км от предполагаемой АЭС, никто не посчитал нужным.

ЗАВЛЕКАТЬ СТРОИТЕЛЕЙ – НАША ПРОБЛЕМА

Но раз уж мы вынуждены с этим жить, и не нам указывать литовским чиновникам, как им поступать, то вполне логична позиция местных властей, озвученная вице-мэром Янисом Лачплесисом.

- План по строительству новой АЭС тормозит или вовсе препятствует развитию многих наших проектов, в том числе и связанных с туризмом. Поэтому логично, что мы будем стараться по крайней мере “выжать” из новой станции все возможные блага, которые только могут нам причитаться, – сказал Я.Лачплесис.

Вопрос об этих самых возможных благах во время общественного обсуждения проекта литовской АЭС Мико Похьонену переадресовала глава отдела городского развития  Инга Голдберга, на что последовал довольно странный ответ финна.

- Это зависит от того, как ваш город будет себя рекламировать. Для строительства АЭС будут задействованы порядка 3500 строителей, многие из которых будут приезжими. И по опыту строительства финских электростанций могу сказать, что строители не хотят жить в том небольшом городке, который находится в непосредственной близости от объекта, а едут в больший населенный пункт тратить заработанные деньги. Так что, вполне вероятно (а это зависит от позиции здешних властей), что в годы строительства АЭС в вашем городе возрастет спрос на гостиницы, рестораны и услуги, – нарисовал радужную картину Даугавпилса как места проживания иностранных строителей М.Похьонен.

Здесь И.Голдберга справедливо подметила, что строители из Литвы поедут ночевать в латвийский Даугавпилс, только если в рамках проекта по строительству АЭС будут отремонтированы и связующие близлежащие населенные пункты дороги.

Да и в принципе сложно представить строителей (которые, скорее всего, будут по большей части поляками), чей контракт ограничен определенным временным периодом, которые будут жить в гостиницах и есть в ресторанах за 30 км от стройки и просаживать заработанное в наших магазинах.

Тем не менее настоящим перлом общественного обсуждения строительства новой АЭС стал вопрос об улучшении в демографической ситуации, которую в своем докладе пару раз упомянул Мико Похьонен.

- Извините, а от чего улучшится демография? Может, потому что к нам на пару лет приедут три с половиной тысячи строителей-мужчин? Или, может, мы, как микроорганизмы в озере Друкшяй, под влиянием АЭС будем активнее размножаться? Что вы хотели этим сказать? – пыталась уловить полет мысли скандинавских экспертов И.Голдберга.

М.Похьонен не нашелся, что ответить. Вопросы изрядно повеселили зал. И было бы очень весело, если бы не было так грустно…

Ольга ПЕТКЕВИЧ

16.10.2008 , 18:56

"Сейчас"


Написать комментарий