Кризис наступил: каковы перспективы Латгалии?

Наступивший кризис в экономике стал главной темой, обсуждаемой повсюду — от правительственных кабинетов до кухонь. Причем многие еще не почувствовали реального ухудшения своей жизни, но все равно — боятся. Дескать, у нас и так дела были неважные, а тепреь региону будет совсем плохо. Насколько наша экономика ощущает влияние мирового кризиса? Своим мнением с ЭН делятся люди, имеющие непосредственное отношение к развитию нашего региона.

Марис Бозович, директор Агентства развития Латгальского региона:

– Когда люди утверждают, что Латгалия является самым проблемным латвийским регионом, то, мягко говоря, они не совсем правы. На самом деле мы находимся в более‑менее равных условиях с остальными регионами — везде есть свои возможности и недостатки. Допустим, да, мы удалены от Западной Европы, но зато нашими соседями являются Россия, Белоруссия, Литва, с которыми мы можем развивать партнерские отношения.

Впрочем, основные наши проблемы не слишком-то отличаются от проблем остальной Латвии… Уровень же нашей жизни зависит, в первую очередь, от нас самих, а не от каких-либо внешних условий. Надо поднимать уровень производства, развивать культуру предпринимательства. Думаю, что не стоит постоянно жаловаться на государство, это непродуктивно. Например, некоторые предприниматели говорят, что власть не занимается проблемами бизнеса в стране, а вместо этого только душит его налогами. Это, мягко говоря, не так. Уровень налогов в Латвии, на настоящий момент, один из самых невысоких в ЕС, он вполне соответствует потребностям бизнеса.

Ну, а государство работает над многими проектами в поддержку предпринимателей, для повышения их конкурентоспособности и вывода на европейские рынки. Естественно, вопрос выбора лучших методов всегда остается, и не все программы одинаково удачны. Как мне кажется, зачастую их недостаток заключается в том, что их составители чересчур увлекаются процессом, процедурой, но забывают о главном, то есть о результате. Многое зависит от самих предпринимателей, уровня их активности, стремления осваивать какие-то новые пути и методы, виды товаров и услуг. Я знаю, например, что многие из них интересуются и стремятся освоить технологии подготовки проектов для европейских фондов. Но ведь есть и такие, которым лень этим интересоваться! Наша экономика, чтобы успешно развиваться, должна быть, в первую очередь, ориентирована на знания.

Впрочем, конечно, проблемы есть — и проблемы весьма серьезные. Плотность предприятий по региону (есть такой показатель) в два раза меньшая, чем в остальной Латвии. А сама Латвия, в свою очередь, в два раза отстает по данному показателю от среднеевропейского уровня. Из-за этого крайне страдают уровень нашего экономического развития, объем внутреннего валового продукта, наполняемость бюджетов самоуправлений. Отсюда же — отток трудоспособного населнения за границу, безработица, невысокий уровень зарплат и т. д. Опять же, явно недостаточна инфраструктура. Но эта проблема решается, о чем свидетельствует нынешнее состояние автотрасс Даугавпилс-Рига и Даугавпилс-Резекне. К тому же у нас исключительно благоприятный регион для развития логистики — вложения в этот вид бизнеса являются, пожалуй, наиболее выгодными.

Наши самоуправления, я считаю, в общем неплохо справляются со своими обязанностями. Другое дело, что от них не все зависит — многое решают центральные органы государства. Также я не разделяю мнения о том, что наступивший экономический кризис больнее всего ударит именно по Латгалии. Не надо преувеличивать. Труднее всего придется как раз центру, то есть Риге. Ведь основной причиной кризиса, как в мире, так и в Латвии, стала ненормальная ситуация с бесконтрольной выдачей ипотечных кредитов. А у нас самый крупный ипотечный пузырь был надут именно в столице — там и цены на недвижимость были выше и самих кредитов выдали не в пример больше. Из-за этого теперь и страдают. В регионах же, особенно у нас, ипотечные кредиты выдавали куда меньше и более осмотрительно. Так что и пострадаем мы, видимо, не так сильно.

 Петр Савостьянов, председатель городского Совета директоров:

– Что бы там ни говорили, но у нас, предпринимателей, за последнее время накопилось более чем достаточно претензий к государству. Конечно, я ни в коем случае не намерен спорить с тем, что человек, бизнесмен, предприниматель — сам хозяин своей судьбы и успех его бизнеса, равно как и личное благосостояние, зависит, в первую очередь, от него же самого. Однако все мы живем отнюдь не в условиях дикого Запада, где все против всех, а в условиях цивилизованной среды, в которой правила игры спускаются сверху, задаются государством.

Следовательно, существует огромная роль государства в том, как живет тот или иной регион, страна в целом, насколько благоприятна обстановка для ведения того или иного бизнеса.

Так вот, меня преследует горькое чувство. Когда я просматриваю сводки новостей, знакомлюсь со свежей прессой, то постоянно читаю о том, как в других странах в условиях надвигающегося экономического кризиса тамошние правительства регулярно предпринимают различные меры для того, чтобы смягчить его удар. Делается все возможное для спасения национальных экономик. У нас же, в Латгалии, я такой заботы правительства не ощущаю.

Не думаю, конечно, что центральная власть заинтересована в развале нашей экономики, разрушении бизнеса в стране. Но почему же они не предпринимают никаких действий, чтобы облегить нелегкую участь предпринимателей в нынешних условиях?

Премьер‑министр Ивар Годманис во время своего апрельского визита в Даугавпилс обещал еще до сентября облегчить налогообложение для предпринимателей, заключить взаимовыгодные договора с Россией, также направленные на пользу национальному бизнесу. Где эти обещания? Честно говоря, хотелось бы, чтобы государство наконец-то взялось за их осуществление, ибо обстановка — особенно в нашем регионе — складывается нешуточная. Десятки фирм уже с величайшим трудом балансируют на грани разорения, банкротства: дождутся ли они какой-то помощи?!

Есть известная правда в мысли о том, что для того, чтобы центр отстаивал интересы окраин, самоуправлений, они должны иметь в Сейме, в правительстве своих лоббистов, объединенных с правящей коалицией единой партийной принадлежностью. Что ж, нашему Даугавпилсу в этом плане сильно повезло. Как известно, наш мэр  Рита Строде состоит в той же партии, что и премьер-министр. Одним из несомненных успехов нашей думы является тот факт, что ее руководство “пробило” ряд крупных проектов, для осуществления которых будут привлечены крупные суммы из фондов Евросоюза, продолжается развитие инфрастуктуры города.

Но тут у меня вновь возникают вопросы. Кто будет допущен к реализации данных проектов? Даугавпилчане или какие-нибудь “варяги” со стороны? Вопрос нешуточный, ибо от него, в значительной степени, зависит благосостояние всего нашего региона.

Есть примеры, когда предприниматели и самоуправление действуют слаженно. Всем ясно, что для города выгодно налаживать экономические контакты с соседями. Совет предпринимателей помогает бизнесменам установить связи с Браславом, участвовать там в строительстве и развитии сферы услуг. Обмениваемся информацией, организуем встречи.

С радостью узнаем, что готовится договор, по которому жители приграничных районов смогут ездить друг к другу без виз. Это ведь крайне выгодно обеим сторонам. Но оказывается, наш город Министерство иностранных дел не считает приграничной территорией! Сейчас дума направила письма с протестом против такого подхода, и это правильный шаг. Хотелось бы, чтобы во всех вопросах у нас была такая же согласованность.

Сейчас перспективы настолько неопределенны, все так быстро может измениться, что не хотелось бы говорить каких-то слов, которые завтра же могут обесцениться. Остается ответить словами классиков, вложивших их в уста бессмертному Остапу Бендеру: “Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис. Так вам скажет любой агент по страхованию жизни”. Поживем-увидим.

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

29.10.2008 , 10:07

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий