У страха глаза велики 1

Газеты, радио, телевидение — все каждый день пугают кризисом. И даже человек, в жизни которого ничего не изменилось, начинает испытывать стресс. Но, как говорится, у страха глаза велики, напуганные люди порой преувеличивают опасность. Есть и такие, кого запугать кризисами непросто.

Людмила Панина, преподаватель ДУ, экономист

— Кризис — это всего лишь закономерная фаза экономического цикла. Любая экономика развивается циклично: вслед за подъемом следует упадок и наоборот. На самом деле, Латвия еще не достигла “дна”, продолжая пребывать в стадии спада. Циклы опять же бывают короткими (1-3 года), средними (7-15 лет) и длинными (40-70 лет), ну а сезонные колебания экономики для многих людей часто даже остаются незамеченными. В настоящее время мы как раз ощущаем результаты окончания одного из таких длинных циклов.

С учетом анализа предыдущих циклов можно хотя бы приблизительно рассчитать срок, в течение которого будут продолжаться кризисные явления. Как правило, серьезные спады и кризисы продолжаются не меньше двух лет, а нередко и дольше, это зависит от многих факторов. Не так давно у нас была фаза подъема, когда были задействованы все возможные ресурсы, материальные и человеческие. Были задействованы даже те человеческие ресурсы, кто хотел работать лишь при условии повышенного вознаграждения своего труда. На латвийцев пролился “кредитный дождь”, последствия которого мы и сейчас оплачиваем. Конечно, подобный бум не мог продолжаться долго. Эксперты об этом предупреждали еще гораздо раньше начала спада.

Нужно понимать причину сегодняшнего мирового кризиса. Она во многом заключается в том, что оказалась чересчур раздута сфера спецефических услуг, цены на которые необоснованно росли. Это услуги юристов, психологов, психотерапевтов, звезд шоу-бизнеса, виртуальных услуг и т.д. К тому же в этих и других сферах существовало значительное несоответствие вознаграждения рабочей силы и ее производительности (в особенности в Латвии). Опять же, неимоверно разросшийся “финансовый пузырь”, когда денежные спекуляции слишком далеко оторвались от сектора реального производства. Кризис заставляет экономить, сокращать расходы, и реальные потребности человечества вновь выходят на поверхность. Поэтому в случае с Латвией, становится ясна важнейшая цель антикризисной политики — всеми силами стимулировать производственный бизнес, ведь именно от него зависят показатели ВВП и создание рабочих мест. Нельзя допустить тотального сокращения производства и массового закрытия рабочих мест. Если это случится, то кризис перерастет для нас в затяжную депрессию.

К сожалению, до сих пор наше правительство не очень-то радовало нас реальными мерами в этом направлении. Идеи-то оно выдвигает неплохие, но ничего не делает для их осуществления! Более того, политику реальных дел в поддержку латвийского бизнеса надо было начинать не сейчас, а намного раньше! Ведь еще в так называемую “сытую эпоху” времен премьерства Калвитиса поступало множество сигналов о возможном кризисе, об этом неоднократно предупреждали специалисты.

Соответственно, уже тогда надо было заняться принятием системы предупредительных мер, да и тогда это было сделать гораздо легче, чем сейчас. Именно системы, а не разрозненных и противоречивых мероприятий. Всегда лучше бороться не с последствиями, а с предпосылками экономического кризиса. Если бы уже в то время государство занялось всем этим, то в настоящий момент мы бы уже чувствовали позитивное влияние вовремя принятых предупредительных мер и не так велика была бы паника.

А сейчас мы видим печальную картину. Надо дождаться, пока законопроекты о поддержке бизнеса обретут форму настоящих законов, будут внедрены в жизнь, пока они подействуют, пока это отразится на реальной жизни… То есть, пройдет немало времени, пока люди ощутят настоящие перемены к лучшему. Ситуация осложняется отсутствием стабилизационных фондов у государства и каких-то значительных накоплений у основной массы населения. То есть, чтобы пережить “тощие годы”, придется залезать в кредиты и… потом отдавать их! Ну а перспектива расплаты с кредиторами, несомненно, значительно замедлит скорость нашего “выползания” из кризиса. Думаю, таких высоких показателей, которые у нас были в последние годы, теперь уж долго не дождаться… Кстати, это не так уж плохо. Ведь у нас раньше развивалась быстрыми темпами явно деформированная экономика, чересчур оторванная от реальных производственных возможностей. Кризис по крайней мере оздоровит ее…

Григорий Фаршин, рабочий.

— Бояться кризиса может только тот, кто в этот кризис верит. Ну, или тот, кто имеет большие накопления в банках. Для такого человека, действительно, мировые финансовые потрясения, наблюдаемые сейчас, могут неблагоприятно сказаться на кошельке и благополучии. Человеку же обычному сейчас сильно трястись не стоит. Ведь все что происходит сейчас, точно так же происходило на протяжении последних лет двадцати — абсолютно ничего нового.

На самом деле, так называемые “сытые годы”, которые якобы нами утрачены — не более чем миф. По-прежнему происходило расслоение общества по материальному признаку, постоянно росли цены, люди нищали, уезжали за границу в поисках достойного заработка и т. д. Основная часть населения реально заметила нынешний “кризис” только из-за все возрастающего роста цен на потребительские товары.
Все остальное — всего лишь информационный муляж, чрезмерно раздутая истерика. Истерят сейчас финансовые воротилы, большие и маленькие, которые действительно могут серьезно пострадать. Ну, а простому человеку чего бояться?! Скажите, многие ли простые латвийцы обладают крупными суммами на банковских счетах, свыше 50 тысяч латов? Нет? Почему же они так боятся? Другое дело, что истерика богатеев сейчас передается и им — все начинают панически страшиться какого-то там ужасающего кризиса, готовиться к приходу некого страшно экстремального времени и т.д. Полноте!

Полопаются банки? Ну и что? Каких-то глобальных игроков на нашем финансовом рынке не наблюдается, на фоне мирового — он не более чем капля в море. То, что случилось с “Парексом”, — по-моему, секрет полишинеля. Всего лишь давным-давно задуманная операция по переведению этого банка в другие руки. Наверняка и его бывшие хозяева не остались в прогаре. Ситуация с так называемым “кризисом” была успешно использована в целях данной операции.

Я не хочу сказать, что простому человеку бояться нечего. Напротив, ему следует опасаться всего и вся. Но так было всегда, и сегодняшние времена не являются чем-то особенным. Мы, обыватели, то и дело переживали какие-то стрессы, как в 90-е, так и в нынешнее десятилетие. С каждым годом жить становилось все страшнее: рост цен на телефонную связь, коммунальные услуги, грабительская приватизация с последующим закрытием предприятий, безработица, последствия российского дефолта 98-го, отъезд массы трудоспособного населения за границу навстречу неизвестности и т.д. Когда высокие чины заявляли о некоем “экономическом росте”, движении к каким-то целям, нас ведь постоянно лихорадило. Так чего же все так переполошились именно сейчас?!

Да, начались сокращения на заводах. Но многие и так уезжали на заработки за границу. Теперь вот Россия предлагает работу.
Наши люди давно полагаются только на себя. У большинства семей есть приусадебные, загородные участки. Перейдем на натуральное хозяйство, будем сеять картошечку, обзаведемся коровками, курами. Земли пустующей вокруг много. Огороды вот почти все забросили.
Может, кризис заставит нашу власть заняться настоящими делами, тем, чего давно уже от нее ожидали. Так чего же мы боимся? Неужто у нас мало опыта выживания в трудных условиях? Пусть боятся изнеженные заподноевропейцы с североамериканцами, ну а мы еще сможем им лекции читать о том, как жить в “кризисных условиях”!

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

19.11.2008 , 16:29

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий

Horosaja statja. Ja kak celovek, svjazannij s ekonomikoj, soglasna na vse 100 %. Respekt avtoru