Кризис в Латвии: вдогонку за сознанием

Последнее время потянуло на философию. К концу недели, устав от новостей, лежа на диване, гляжу в потолок — силюсь вычислить, что, все-таки, первично: сознание или бытие?

Мир многогранен, пусть не строго, но разделен на материалистов, на идеалистов, на атеистов и на глубоко верующих, и еще Бог знает кого. Прочих индивидуалистов вроде меня. Которые, не имея в голове строго выстроенной философской доктрины, тем не менее, пытаются мирно принимать все эти течения. Не углубляясь в тонкие материи, к концу недели вдруг осознаешь, что есть на карте такая страна, где сознание определяет… национальная дурь! А бытие — придурь! Какая там философия, какая там мораль: ляпнул, хапнул — и в Альпы, как президент, или, там, в Париж, как министр тетя Демакова! Какой кризис?! У кого?!

Наше мышление обусловлено языком. Слово “снег” у эскимосов имеет десятки оттенков и значений. Эскимосы все знают про снег, они его — не слово, а снег — понимают! Это составная часть их жизни, они этим живут. Но глупа идея описать космический корабль или пытаться вывести новую финансовую формулу на эскимосском языке.

К чему это я? К тому, что министр финансов Атис Слактерис не мыслит будущего Латвии без участия в антикризисных процессах любимого себя. Тот самый Слактерис, напомним читателю, который месяц тому назад осрамился на всю Европу, дав интервью финансовому телеканалу Bloomberg, где, цитирую, “в очередной раз продемонстрировал свою некомпетентность в сфере финансов”! В частности, отвечая на вопрос, что случилось с экономикой Латвии, министр заявил: “Ничего особенного!”. Ничего особенного — и все! Обращаю внимание: мыслит Слактерис не на эскимосском, а на родном латышском языке! Слова “финансы” и “экономика” в этом языке есть. Есть понятия, которые они выражают. Есть специальный министр, он сам, Слактерис — дока в вопросах латвийских финансов! Так вот, если в мире сейчас наблюдается мировой кризис, то, с точки зрения мыслящего по-латышски министра финансов — в латвийской экономике “ничего особенного”!

Как такое может быть? Понятия, слова, министерство — все есть, все материально! Взят долг в МВФ — 7,5 миллиарда! Одних “материальных” процентов отдавать 375 млн. евро в год! Заморожены пенсии и рациональные субсидии, введены и планируются новые налоги, любые движения возможны только по согласованию с МВФ…. Материально продали страну — и ничего особенного?! Какое бытие могло породить такое сознание?! Это явно не материалистический подход. А какой? Может быть мы, простые смертные, чего не понимаем? Что позволено Юпитеру — не дано Быку? Страшно подумать, но если по Библии — “вначале было слово”, что ждало бы человечество — будь это слово сказано по-латышски… Как там: “И создал Бог Землю, и сказал, что это хорошо…” А снизу по-латышски в ответ: “Nekā īpaša!..” “Ничего особенного!..”

Вывод. С точки зрения бытия, экономика как понятие в Латвии существует. Как материя — отсутствует! Почему? Потому что за семнадцать лет независимости и вседозволенности истинно латышское бытие настолько определило латышское же, национальное, особенное сознание, что оно, сознание, еще минимум столько же, будет определять такое же убогое бытие. Истинно говорю: на каком бы языке ни думал (мягко говоря) господин Слактерис, убери его с поста — выздоровление экономики начнется само собой. Нужны новые, обыкновенные латыши. Точнее, латвийцы. Вот и все.

Дело ведь не в кризисе как таковом. Кризис, он в головах “истинных” латышей, которые, к сожалению, толкают друг дружку к власти все эти семнадцать лет. Последний пример. Президент Валдис Затлерс в дальнейшем на вопросы русскоязычных латвийских журналистов будет отвечать только на государственном языке, хотя свободно владеет русской речью. Сформулировал так: “Главное — это содержание, которое я несу”. В новогоднем поздравлении использовал обращение “латыши”, хотя годом раньше говорил "латвийцы"… И какой с такого будет прок? Мог на халяву поумнеть на целый год, ан нет — пошел по наклонной. Главное, говорит наш доктор-президент, это содержание, которое он несет. И несет!.. Это ж в каком надо быть сознании, что б забыть полстраны! Которые не “чистые латыши”! Ведь тоже тянут как-то свое бытие. В самом деле, не могу понять: почему не поздравить с Новым годом всех подданных? Тяжело объять? Мог бы тогда сузить круг, поздравить себя и министров — так, мол и так, коллеги: “Мы в совершенстве овладели управлением государственными финансами, этим хитрым искусством передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут. Впереди ждут 7,5 миллиардов! Работы невпроворот! Звезды покоряются смелым, сильным и благородным! С Новым трудным годом!” А тут полстраны у телевизоров, как в анекдоте, в немом вопросе: “Доктор, мы будем жить?” А он в немом ответе, словно Бог: “А какой в вашем бытии смысл?..”

В историю можно попасть, а можно — вляпаться. Любые исторически значимые дела проходят пять стадий: шумиха, неразбериха, поиск виновных, наказание невиновных, награждение тех, кто не имеет к этому ни малейшего отношения. Мы и тут перещеголяли всех, начав сразу с наград! В плане наградить друг друга — латышское бытие дает большую фору сознанию.

За последнее время сразу несколько видных политиков заявили, что не собираются давать журналистам интервью на русском языке. В первом ряду министры образования Карлис Шадурскис и г-жа Друвиете. Такое решение для себя приняли главы МВД и МИД Марек Сеглиньш и Марис Риекстиньш. Длительное время с журналистами по-русски не говорят министр юстиции Гайдис Берзиньш и министр культуры Хелена Демакова. Интересная закономерность: все те, кто в историю могут — только вляпаться.

Такое, видно, у наших латышских министров бытие. За которым никак не угнаться обычному, национально не озабоченному сознанию.

Роман САМАРИН

15.01.2009 , 10:27

"Динабург Вести"


Написать комментарий