Ломать – не строить, или Что ожидает Латвию?

Гунтис Стаутманис, директор Даугавпилсского филиала РТУ, хорошо известен горожанам. Это опытный, знающий и уважаемый человек. Что он думает о будущем университета, города и страны в целом? Гунтис Страутманис ответил на вопросы журналиста "Миллиона".

– Как в условиях кризиса выживает Технический университет в целом, и Даугавпилсский филиал, в частности? Можно ли прогнозировать, какие именно профессии будут востребованы?

– Бюджет Технического университета определяется в Риге. В целом по РТУ планировалось сокращение дотаций государства на 34 процента. У нас в филиале было 206 бюджетных места, но на 1 января осталось 193. Тринадцать студента были отчислены за неуспеваемость. Произошла коррекция выделяемых средств, и сокращение составило 38 процентов. Раньше такого не практиковалось, то есть финансирование не уменьшалось при отчислении студентов.

Что касается востребованности профессий, то судить сложно. Распределение молодых специалистов давно отменено. К тому же мы не всегда находим поддержку в самоуправлении. Пару лет назад я предложил ввести программу обучения по специальности “Теплоэнергетика и теплотехника”. Мэр города  Рита Строде резко возражала, заявив, что такие специалисты нам не нужны.

В продумской газете даже вышла статья под названием “Директору поставили двойку”. Я воспринял несправедливую критику очень болезненно, однако на своем настоял. В настоящее время будущие тепловики уже на втором курсе. Причем учатся студенты не только из Даугавпилса, но и со всей Латгалии. Надеюсь, что большинство из них, получив дипломы, вернутся в родные города. Уже сейчас ясно, что они будут востребованы на рынке труда Латвии в целом, и Даугавпилса в частности. Похоже, что двойку надо было ставить не мне!

Хочется отметить, что РТУ имеет международную аккредитацию, а потому наши выпускники могут работать по специальности не только в странах Балтии, но и по всей Европе. Хотя лучше было бы работать на Родине.

– Инженеры востребованы прежде всего, на промышленных предприятиях. Состояние латвийской промышленности иначе как “разруха” не назовешь.

Извечный вопрос: “Кто виноват?”

– В то время, когда нынешний премьер Ивар Годманис впервые занимал этот пост, я слушал его интервью на радио. С гордостью господин Годманис заявлял, что считает своей заслугой то, что разрушены крупные заводы, сотрудничающие с Россией. Объяснял он это тем, что оборудование и технологии безнадежно устарели. Я был шокирован этим откровением. Ломать – не строить! Прежние промышленные гиганты уничтожены, в том числе и Завод химволокна в Даугавпилсе. Кому от этого стало лучше? Где новые производства? Где рабочие места?
Для выхода из кризиса, для нормального функционирования экономики необходимо развивать промышленность!

Даугавпилсская дума очень мало интересовалась работой предприятий. Можно сказать – вела себя как сторонний наблюдатель. Только сейчас, когда “жареный петух клюнул”, стали обращаться в правительство.

– Самая болезненная тема для даугавпилчан – огромные счета за отопление. В условиях кризиса, когда растет безработица, сокращаются зарплаты, а пенсии остаются низкими, люди просто не в состоянии заплатить за все коммунальные услуги, особенно – за отопление. В свое время Вы входили в состав правления “Теплосетей”. Что бы Вы могли порекомендовать в сложившейся ситуации?

– Проблему надо решать на правительственном уровне. Почему не используются альтернативные источники – энергия воды, солнца, земли?!

Что касается даугавпилсского предприятия “Теплосетей”, то нужна открытость. Желательно, чтобы в СМИ было больше информации о статьях затрат предприятия, в том числе и зарплате руководства. В “Миллионе” было напечатано интервью с председателем даугавпилсского регионального Регулятора общественных услуг Андрисом Страздом. Он говорил, что при определении тарифа теплоэнергии 77,3 процента составляет стоимость газа, а зарплата сотрудников – 6,5 процента. Неужели за пару лет газ подорожал втрое?! Я раньше за отопление квартиры платил 22 лата, а сейчас – 70 латов!

– Дорожают газ и электроэнергия. Страшно представить, что будет когда закроют Игналинскую АЭС. Транзит не увеличивается, чему немало способствовали нападки горе-политиков на Россию. Латвийским банкам иностранцы тоже не особенно доверяют. С полезными ископаемыми в Латвии просто беда. Единственное богатство – лес. Но все же у нас не сибирская тайга – скоро лесов вообще не останется. На какие средства по-Вашему будет жить Латвия?

– Если взять известные примеры по выходу из тяжелого финансового положения таких стран как Ирландия, Испания, Португалия, Аргентина, то становится ясно, что во главу угла должно быть поставлено развитие промышленности.

Для выхода из кризиса и нормального функционирования экономики необходимо развивать производство! На государственном уровне должен быть решен вопрос по закупке новых технологий. Государственная политика должна быть ориентирована на развитие производства! Пока инвестиции направляют на строительство таких объектов как грандиозный мост и Замок света в Риге или Мультихалле в Даугавпилсе – толку не будет. Эти дорогие проекты не принесут прибыли.

– Говоря о необходимости этих объектов зачастую в качестве аргумента приводят развитие туризма. Как вы считаете – это обосновано?

– Недавно латвийские музыканты сокрушались, что правительство отклонило проект концертного зала на воде. Дескать негде им явить миру свои таланты, и туристы теперь валом не повалят. Подобная аргументация подобна детскому лепету. Из Риги и из Даугавпилса по примеру афериста Остапа Бендера мечтают устроить Нью-Васюки! Все перевернуто с ног на голову.

– Международный валютный фонд выделил Латвии миллиарды евро. Это происходит не впервые. Прежние евроденьги мы тупо проели, не продвинувшись ни на шаг вперед. Напрашивается сравнение с пьяницей, которому сколько денег не дай, он все пропьет. Как Латвия, то есть мы все, будем отдавать долги?

– Еще раз повторю – Латвию может спасти только развитие промышленности – другого пути нет!

– Почему люди на местах это понимают, а власть имущие нет? И что народ, как обычно, безмолвствует?

– Уже не безмолвствует! Вспомните 13 января. Если уже спокойные и терпеливые латвийцы вышли на улицы, то значит чаша их терпения переполнена. Но люди сами во многом виноваты. Кто провалил референдум, по поправкам, дающим право народу на роспуск Сейма?! Мы сам отсиделись на дачах и лишились законного права влиять на депутатов! А теперь это же право люди пытаются получить с помощью погромов!

Что же касается правительства, то главная беда наших министров – непрофессионализм. О чем можно говорить, если один из министров образования имел всего лишь степень бакалавра?! Руководителей назначают по партийным спискам, вот и правят министерствами “кухарки”. Доуправлялись! Довели экономику страны до полной разрухи!

– При опросах, в том числе и проводимых “Миллионом”, главным достижением Латвии за годы независимости многие называли саму независимость. Каково Ваше мнение по этому поводу?

– Человек, предприятие, государство могут назвать себя независимыми, если они в состоянии содержать – свою семью, работников, подданных. То есть зарабатывать деньги, на которые можно их кормить, одевать, учить, лечить, обеспечивать в старости и болезни, да еще иметь запас на “черный день”. В противном случае ни о какой независимости не может быть и речи. Должник всегда зависит о кредитора и “пляшет по его дудку”.

 Наталья Астратова.

10.02.2009 , 12:21

"Миллион"


Написать комментарий