Виталий Азаревич: «И все равно я оптимист» 10

До выборов осталось менее четырех месяцев, буквально через несколько дней станет ясен полный расклад сил, претендующих на депутатские портфели — правильнее сказать, депутатские ноутбуки.

При имеющей до сих пор место интриге, совершенно очевиден тот факт, что центральным нападающим в уже начавшейся игре станет Центр Согласия (ЦС). В данное политическое объединение входит несколько партий, одна из которых — Даугавпилсская Городская Партия — занимает особое место в политическом альянсе уже в силу своего названия. “Городская” — то есть, своя! Самое интересное, что широкой и любопытной публике главный герой известной каждому Даугавпилсской Городской партии (ДГП) — как раз мало знаком! “Динабург” решил срочно исправить эту оплошность. В преддверии скорых и занимательных событий газета решила сделать интервью с председателем ДГП, директором школы № 3 Виталием Азаревичем.

— Виталий Витольдович, давайте исхитримся, попробуем свести к минимуму разговоры о партиях, правительстве и невежественных городских чиновниках. В политике, и это не секрет, колоссальное значение имеют личностные качества человека. Чтобы ориентироваться, строить прогнозы — людям нужна обычная информация. Народу хочется просто знать: что этот (кто-то) за человек? На что человек способен, что ему слабо. Сегодня, зная прошлое некоторых нынешних, простите, “руководил”, — их дальнейшим поступкам даже не удивляешься. Случайные люди в политике! Расскажите читателям о себе. По-простому, доходчиво, желательно — как на духу. Вот прямо с детства и начнем.

— Записывайте. Родился в Даугавпилсском районе. Родина — Медуми. Отец был водителем, мама работала экономистом в совхозе. Там же закончил среднюю школу, затем, в 1980 году, поступил в Педагогический институт на физмат. Трудовую деятельность начинал разнорабочим, будучи еще студентом. В 1984 году начал преподавать в 4-средней школе, через два года стал завучем. Затем работа в Гороно. С 1992 года директорствую в 3-й средней школе. В ДГП с 2000 года, стоял у истоков ее создания.

— Скучно. Начнем сначала. Имеете ли братьев и сестер?

— Нет в нашей семье я единственный сын.

— Значит, разбалованный ребенок.

— Вовсе нет. В доме хозяином был отец, с которого я всегда брал пример. Это про него: строг, но справедлив. Став взрослым, в серьезных положениях, я всегда думал о том, как бы в такой ситуации поступил он. Мой сын назван в честь отца.

Я был весьма живым мальчиком. Но дисциплинированность, которую мне прививали и таки привили, кроме всего прочего, обуславливалась тем фактом, что после серии воспаления легких я подхватил астму. И на многое, что есть норма для другого детского организма, меня просто не хватило бы. Получилось так, что выброс детской энергии, который бы ушел на проделки, совершенно органично собой заменили книги и спорт. Я достиг приличных результатов в любительском баскетболе.

— Значит, не маменькин сынок.

— Я совершенно компанейский человек, но точно не “рубаха-парень”.

— С рогатки стреляли, девчонок за косички дергали, в кустах курили?

— Не курил, мне популярно объяснили, чем в моем случае эта шалость закончится.

— А первая любовь?

— И любовь детская, трогательная была. Безответная… портфель до ее дома носил. И сено, и картошка, и прополка, и уход за скотиной — все было. Без труда в деревне не выживешь.

— И что же это: никакой хулиганской выходки вспомнить не можете?

— Как не быть? Последняя в выпускной вечер — цветы соседские моему другу приглянулись: чего не порадовать девушек? Раньше ведь строго было: на ковре стояли, слушали — конец институту, и вообще казалось, что жизнь твоя, парень, кончилась.

— О девушках заговорили и ведь как оживилась беседа. С женой, если не секрет, как познакомились? Или вы, может, однолюб?

— Хороший вопрос…

— Дилемма, да: честно ответить, или чтоб жене понравилось?

— Тогда так: мужчина, по своей природе, однолюбом быть не может! Потом — да!

— Хитро. А мы договорились без политических выкрутасов.

— Моя жена Елена работает в Школьной управе. Мы учились с ней в институте в одной группе. Чего скрывать, конкуренция была серьезная. И мы…

— И вы выбрали друг друга. Это понятно.

— Началось все с картошки. Помните, помощь селу? Городская студентка, хрупкое создание с ведрами… в общем, я таскал ведра за двоих. Засветился! И меня, спортивного парня, заметили! Когда стали жить по соседству в общежитии, как бы между прочим, попался на глаза, пригласил в кино. И дело пошло. Ухаживал долго: булочки, конфеты, цветы, киношки — на четвертом курсе мы расписались.

— Несколько слов о детках.

— Детки взрослые уже. Виктор заканчивает медицинскую академию, назван, кстати, в честь моего отца. Светлана, младшая, ученица моей школы, заканчивает в этом году. Выбор профессии очевиден. Участница всевозможных конкурсов, олимпиад, обладатель грантов — с химией на “ты”!

— Бедные детки. Ну и профессии…

— Они так не думают, а это главное.

— Ваше хобби?

— Рыбалка, охота, грибы! Ночные рыбалки начались еще в детстве, пацаном я принимал участие в охотах — это настоящий азарт, адреналин. Кстати, являюсь председателем медумского охотколлектива. Вся семья грибники, есть свои заповедные места, хотя о них знают друзья-конкуренты. Бывает так: утром, после дождя раздается звонок, “трубка” здоровается и вежливо оповещает, чтоб приходили завтра — кто не успел, тот опоздал. Природа это все, она обогащает человека, в ней можно бесконечно черпать силы! Слившись с природой, человек становится настоящим! Одно время я серьезно подумывал об учебе в другом институте.

— Много, немного, но что-то о вас мы узнали. Вопрос к учителю: что на сегодня мы имеем в образовании?

— Вопрос многогранен, всего в короткой беседе не скажешь. Если в общем, то следует начать с экскурса в недалекое прошлое. Я имею в виду понятие “советская школа”. Было сразу очевидно: мы начинаем “новую историю” с разрушения, по очень знакомому сценарию “До основанья, а затем…” Теперь мы имеем всем очевидное “затем”! Мы сделали, а затем подумали. Старое ведь не есть “старье”. С другой стороны, не приживается и многое “новое”. Толковые администраторы вынуждены синтезировать и одно, и другое. А главное, как во всяком деле, любым проектом должен руководить разум. Здравый смысл и жизненный опыт ведь никто не отменял! Второе, непременное условие для нормальной жизнедеятельности любого проекта — профессионализм. Причем — сверху до низу! Как часто у нас меняются министры? И каждый новый, еще более “инициативный” — пытается переплюнуть идеями предшественника.

— Другими словами, порой приходится обходить законы?

— Закон есть закон. Но есть вещи, которые приведут вас к желаемому результату не окольным, не заморским, не политически-замысловатым путем, а простым, понятным, вполне доступным методом. Не надо мудрствовать там, где не надо. Надо просто работать! Школа в широком смысле — обычная инертная система. Важно задать правильное направление шару, который в любом случае без вас куда-то катится. Неужели было сложно спрогнозировать, куда мы, страна, докатимся, позакрывав производство, придав забвению технические профессии? Чему удивляются наши министры, когда из страны, на учебу или заработки, уезжает молодежь? Разве это случилось “вдруг”? Сегодня мы имеем то, что заложили тогда! Завтра будем иметь то, что закладываем сегодня! А сегодня мы даже не в начале пути! Во время дискуссии главы государства Валдиса Затлерса с вентспилсскими учениками 1-й гимназии президент задал вопрос: кто из них собирается уехать работать за границу? Когда оказалось, что число желающих велико, президент отметил, что к Латвии не стоит относиться только с потребительской точки зрения. А как? Вопрос о реорганизации школ будет решен в течение ближайших месяцев, заявила министр образования и науки Татьяна Коке. Реорганизация по нашему есть очередное банальное сокращение! Учеников нет! Значит, скоро не будет студентов! С нынешнего года сокращено количество счастливчиков-стипендиатов, будет повышена оплата за учебу! Все идет к тому, что образование в Латвии станет достоянием богатых семей! В самых богатых странах Европы образование бесплатное! Мы подумали о том, кто будет кормить страну через десять лет? Кто будет выплачивать старикам пенсии? Как все это можно сделать без молодежи! Когда-то я задал эти вопросы бывшему премьер-министру Калвитису. Он ответил, что не видит в этом никаких проблем.

— О чем ни начни разговор, все равно уедешь в политику. Бабки на рынке — и те подкованные, торгуются, лупят цены — поминают премьера, кризис, прогнозируют инфляцию под 13 процентов…

— Грустно, но факт. Политизировано все донельзя! Взять тот же латышский язык. Ну ведь ясно, что не станем мы пионерами в этом вопросе! Все пути проторены. Не будет человек, потому что не любит, делать это из-под палки! Мы в своей школе пошли другим путем. Знание латышского молодежи жизненно необходимо. Это факт! Поэтому мы изучаем его, пытаемся говорить и учиться на нем с первого класса! Вначале трудно, первое время дети испытывают некоторый шок. Важно правильно подобрать часы, важно правильно подобрать кадры — и через общение, ненавязчивое, но требовательное “надо” — все становится на свои места. И родители, и дети впоследствии несказанно благодарны. А уж как мы довольны. Или задайте себе такой вопрос: откуда вдруг такой прогресс со знанием школьниками английского? Ответ очевиден: английский язык нужен, есть желание выучить — им никто никого не пугает!

— Ответ: английский язык нужен, — к сожалению, из критерия бытового, чисто жизненного, в связи с оттоком молодежи, стал также чисто политическим. Куда денешься, закончим разговор политикой. Коротко.

— Подытоживая разговор, скажу, что главная беда государства — отсутствие общей, выстроенной и, что важно, долгосрочной стратегии. Ее просто нет! Какие-то партии, что правые, что левые, кучка олигархов решают свои проблемы — это и есть в Латвии государственная политика. Аналогичная ситуация в городе. В Думе сидят временщики! И даже заслуги нынешнего мэра Риты Строде, к сожалению, не улучшают и не могут выправить общей архисложной ситуации. Притаскивая, простите за жаргон, какие-то деньги из Риги, город в целом не решает стратегических задач, на них нет времени, нет сил, нет денег. Нет команды, отсюда — нет героев! Аналогичная ситуация была при Рихарде Эйгиме, хотя каждый в отдельности наверняка болел за город.

— Мрачноватая картина. Оптимизма мало.

— Как раз наоборот! Утешает и вселяет надежду как раз тот факт, что до сих пор все шли методом проб и ошибок. Давно пришла пора на них учиться. Хватит склок, местечковых разборок — будущая команда должна прийти и работать! Я оптимист.

— Итак, Центр Согласия идет единым списком. Самое большое количество мест, насколько известно, будет иметь ваша партия. Желать вам чего-то все-таки рановато, желательно познакомиться с кандидатами. Разговор наш только начинается. Будем считать, что общее знакомство с лидером состоялось, что-то наши читатели о вас узнали. Спасибо за беседу.

Роман САМАРИН

19.02.2009 , 11:41

"Динабург Вести"


Написать комментарий

Лучше бы за образование брался. А то подхалимы учителя в почете. Думает не об учениках, ни о том, кого выпускают, а том, чтоб место теплое за собой оставить. Нет, он не единственный такой. Поэтому всяких директоров школ к власти допускать нельзя.

"Спортсмен","Однолюб","Скромняга" - портрет идеального "Политика" !

Толковый хозяйственник, умелый стратег и просто Человек - таких сейчас в политике нет...

Аноним: Толковый хозяйственник, умелый стратег и просто Человек - таких сейчас в политике нет...

Horoshij chelovek ne professija

Отвратные фотки-просто чудовище какое-то. а не директор щколы и реклама дешевая-сразу видно: предвыборная заказуха.Если такой прогрессивный директор--самое время на место руководителя управления образования сесть, а до мера еще надо подрасти, хотя,конечно,этот лучше,чем ментовская воровская шайка

"Я всё равно оптимист!" В народе это называется: "Ему писай в глаза, а он это всё божья роса"!

отличный человек, справедливый руководитель такие люди нужны городу.

Человек - хамелион.

Этот свою выгоду не упистин никогда. Те кто знает его лично как в жизни так и на работе знают какой он на самом деле.

Вор должен сидеть. Не в депутатском кресле, а в тюрьме.

Написать комментарий