В поисках менеджера на пост премьера

В первый день нового года, Литва начала председательствовать в Совете министров Балтийских стран. Особое внимание в 2009 году будет уделяться сотрудничеству между Литвой, Латвией и Эстонией в области экономики, энергетики и обороны, а также расширению связей с восточными соседями ЕС.

Министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас отметил, что для того, чтобы обеспечить энергетическую безопасность и альтернативные пути поставки энергоресурсов, Балтийским странам особенно важно активно создавать общий рынок электроэнергии и природного газа и обеспечить надежные поставки энергии. Балтийские страны будут стремиться к осуществлению инициативы восточного партнерства ЕС, укрепляя связи между ЕС и Беларусью, Украиной, Грузией и другими соседними странами.

Журналист “Динабурга Вести” встретился с директором филиала РТУ в Даугавпилсе Гунтисом Страутманисом, чтобы прояснить ситуацию вокруг строительства АЭС в Литве, Белоруссии и Эстонии (последняя высказала желание иметь свою станцию совсем недавно).

— Господин Страутманис, Литва как председательствующая в Балтийских странах, сразу задала тон по отношению к Белоруссии и выдвинула ряд предложений в виде консультаций между Еврокомиссией и Беларусью, во время которых был бы поднят вопрос об удовлетворении требований международных конвенций в области атомной безопасности, а также вопрос об обеспечении прозрачного и открытого процесса по оценке воздействия на окружающую среду. Очень хорошие пожелания, но Литва за два десятка лет эксплуатации Игналинcкой АЭС получила хорошую прибыль и дешевую электроэнергию, но не пошла на то, чтобы исследовать вредное влияние АЭС на Латгалию, или выплатить компенсации населению. Обстановка же в Латгалии в области атомной безопасности просто игнорировалась правительствами Латвии и Литвы. Что можно сказать по этому поводу?

— Если говорить о строительстве новой АЭС в Литве, то Литва имеет опыт и специалистов в области ядерной энергетики. Понятна и позиция министра иностранных дел Литвы Вигаудаса Ушацкаса, который полагает, что ускоренное осуществление связей энергетических систем стран Балтии — это главный способ уменьшить энергетическую зависимость Литвы, особенно принимая во внимание перспективу закрытия Игналинской АЭС. Министр, политики и общественность Литвы испытывают большое беспокойство из-за вопросов атомной безопасности электростанции, которая будет построена в Белоруссии, вблизи с границей Литвы. Вот видите, как ставится вопрос? Если соседи из Латвии не особо били тревогу, хотя станция все эти годы работала на старых реакторах, что были и на Чернобыльской АЭС, то Литва уже бьет тревогу, когда станции в Беларуси еще нет. Тревога литовцев основана на том, что ей не нужен конкурент. Что же, своя рубашка ближе к телу. Почему бы Латвийскому правительству не подумать о возобновлении строительства Даугавпилсской ГЭС?

Если говорить об “атомной безопасности” той же Игналинской АЭС, то я как человек науки, не могу утверждать этот факт, хотя в прессе и были опубликованы шокирующие данные, которым нельзя не верить. Мне известны факты, что Литва провела исследования на своей территории, и результаты проверок обнародованы. Фактов радиоактивного заражения не имеется. Проводились ли такие исследования на территории Латгалии? Таких исследований не было, хотя роза ветров с Игналинской АЭС к Даугавпилсу — постоянная. Литва была обязана провести эти исследования за свой счет в нашем регионе, но видя равнодушие властей из Риги, не стала этого делать. Когда я увижу результаты исследований по Латгалии, я поверю в ту самую “атомную опасность”, или ее “безопасность”. Хочу подчеркнуть и другой факт, что строительство атомных электростанций в странах ЕС, к примеру, во Франции, стало безопасным с применением новых технологий и материалов. К великому сожалению, в мире растет угроза терроризма, и захват атомных станций может стать реальным фактом. Литва пережила этот период, а литовские террористы до сих пор находятся в местах не столь отдаленных.

— Господин Страутманис, ученые считают, что любые экономические или военные катаклизмы оказывают положительные влияния на прогресс в науке, быстром продвижении новых технологий. Сейчас принято искать виновных в экономическом кризисе в мире и в частности в Латвии. Каково ваше мнение о самом финансовом кризисе в мире?

— В свое время премьер Шкеле привел формулу: “Государство как акционерное общество” и она была не так уж и плоха, если бы управление велось с учетом всех акционеров. По крайней мере, она позволяет взглянуть на страну и происходящие в ней процессы с точки зрения бизнеса и здравого смысла. С точки зрения здравого смысла акционер (житель Латвии) интересуется тем, что происходит с его компанией, кто и как ею управляет. Если страна стала банкротом, как утверждают некоторые политики, то следует спросить ответа у тех, кто управлял “акционерным обществом”. Значит, что у нас были плохие “менеджеры” в правительстве.

Кризис, несомненно, принесет свои плоды и не только горькие. “Жирные годы” закончились. Виноват Калвитис и его команда, затем Годманис со товарищи, но надо задуматься и о том, что виноват и трактирщик, который разрешил пить в долг — теперь голова болит, да еще и долги отдавать надо. И не нашлось умного человека, который бы в разгар прошлого пира не сорвал со стола скатерть и не сказал — идите домой, проспитесь, завтра будет тяжелый рабочий день. Вместо этого он позволял продолжать банкет и подносил гостям все новые бутылки со спиртным.

Вспомним другого премьера Латвии Эйнарса Репше, который довольно цинично заявил после обрушения банка “Балтия” следующее: “Это плата за полученный опыт”. Нынешнее затягивание поясов тоже можно воспринять как своеобразную плату за образование. Пора проснуться и признать, что мы не являемся одной из развитых стран Европы. Мы со своим сравнительно низким уровнем жизни были на задворках Европы, а уровень экономического развития не позволяет нам жить так роскошно, как хотелось бы. И эта ситуация не изменится, если не изменимся мы сами.

Как это ни грустно, но следует признать, что после военных потрясений или подобных кризисов начинается новый этап обновления общества. Несомненно, что за этим стоит высокая цена. Взять, к примеру, ту же гонку вооружений после Второй мировой войны. Две крупные державы, одна раньше, другая позже, получили атомную бомбу. После испытания атомной бомбы в СССР, на Западе задумались: “Значит, будет новая война?”. Оптимисты заявили: “Нет, не будет! Будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется”. Слава Богу, что до всеобщего разрушения мира не дошло. Но ведь именно после появления атомной бомбы в мире появились атомные электростанции, ледоколы… — так называемый “мирный атом”.

Я хочу привести пример того, как Латвия вышла из экономического кризиса в прошлом веке. И здесь придется обратиться к истории, ибо эту науку стараются переписать, приспособить к нынешним обстоятельствам. Вот что было опубликовано в еженедельнике “Газета для всех” в период 30-х годов.

17 мая 1936 года: “Латвия сбросила иго странствующего международного капитала и сейчас национальные капиталы и народные сбережения играют решающую роль в хозяйственной жизни страны. Раньше наши банки на 82 % оперировали международными капиталами, а теперь участие этих капиталов упало до 16 %, а процент латвийского капитала возрос от 18 до 84 процентов”.

Эта же газета от 21 июня 1936 года в статье “Пути хозяйственного роста”: “Сельское хозяйство, — заявил Президент государства К.Улманис, — в прошлом году воспользовалось 34000 иностранными сельхозрабочими. Дальше мы так идти не можем, так как и в Эстонии, и в Литве издаются законы, запрещающие выезжать на работу в Латвию. Сколько же эти рабочие, число которых за последние годы увеличилось с 12 до 34 тысяч человек, стоило нам валюты? Отрадным является, что постепенно увеличивается число горожан, идущих на деревню. Положительным является то, что мы теперь начинаем применять больше сельхозмашин и автомобилей для сельского хозяйства, благодаря чему удается значительно уменьшить потребность в рабочих руках и уменьшить стоимость производства…”.

14 июня 1936 года: “Запасы иностранной валюты Банка Латвии продолжают расти. За последнюю отчетную неделю запасы эти возросли на 302 тысячи латов и составляют теперь 7 660 117 латов. Золотой запас Банка Латвии составляет 46 407 392 лата. Пожертвования в фонд военной авиации превысили сумму в 2 300 000 латов. Ежедневно поступают пожертвования на много тысяч латов”.

Можно с уверенностью сказать, основываясь на этих примерах, что Латвии просто необходим премьер-министр не по партийному признаку, а человек знающий экономику, который сумеет создать команду профессионалов, работающую на благо государства и народа. Однако примеры прошлых лет показали, что приходящие и уходящие правительства могли работать всего лишь от 9 месяцев до полутора лет, что губительно сказалось на нашей экономике.

Павел Коршенков

12.03.2009 , 10:05

"Динабург Вести"


Написать комментарий