Отмытые миллионы

В конце февраля сотрудники Управления финансовой полиции Службы госдоходов раскрыли и прекратили деятельность двух организованных преступных группировок (ОПГ), занимавшихся легализацией незаконно полученных денег. По предварительным подсчетам одна из них за период с 2007 по 2008 гг. "отмыла" около 3,2 млн латов, вторая за 2008 год – 3,3 млн латов.

Как рассказали в отделе по связям с общественностью Службы госдоходов (СГД), в ходе расследования первого дела было проведено 19 обысков в разных городах и районах Латвии, в том числе в Риге, Вентспилсе и Даугавпилсе (в целях следствия конкретные предприятия и фирмы не оглашаются – прим.). Во время обысков были обнаружены и изъяты печати и штампы, кодовые калькуляторы предприятий, задействованных в схеме по отмыванию нелегально полученных средств, а также другие существенные улики преступной деятельности. Финансовая полиция заморозила более 100 тыс. латов, находившихся на расчетных счетах предприятий, задействованных в преступной схеме. Статус подозреваемых применен по отношению к семи физическим лицам. Мерой пресечения избрана подписка о невыезде.

Руководитель отдела по связям с общественностью Агнесе Гринберга рассказала, что во время обыска в офисе организатора преступной схемы сотрудники Финансовой полиции обнаружили множество газетных вырезок со статьями на тему отмывания денег в Латвии. Это свидетельствует о том, что представители ОПГ тщательно следили за деятельностью структур СГД (особенно за работой Финансовой полиции) и делали соответствующие выводы. Видимо, именно поэтому, по сравнению с другими ОПГ по отмыванию денег, эта группировка действовала несколько иным образом. Если в ранее раскрытых правоохранительными органами схемах по отмыванию денег использовались фиктивные предприятия, то в данном случае конечным звеном цепи были реально работающие в Латвии фирмы, от имени которых якобы совершались сделки.

Схема была следующей: предприятие, которое якобы использовало услуги некой фирмы ОПГ, заключало фиктивный договор с буферным предприятием, за что перечисляло соответственно энную сумму в какой-нибудь из банков. Далее буферное предприятие подделывало документы о сделке с любым из реально работающих предприятий Латвии, руководство которого ни сном, ни духом не ведало о каких-то там сделках, а налог на добавленную стоимость (НДС) от этой фиктивной сделки включало в предоплату НДС. И в этом случае деньги фактически перечислялись не на реально работающее предприятие, а на банковский счет зарегистрированного в Латвии буферного предприятия, счет которого был в эстонских кредитных учреждениях. После этого деньги быстренько переводились из Эстонии на счета физических лиц в латвийских банках. Причем эти лица к конкретным денежным махинациям прямого отношения не имели. С ними была договоренность, что они снимают деньги со счетов и передают организаторам мошеннической схемы. В отдельных случаях деньги из одних счетов перечислялись на счета махинаторов.

И еще один отличительный момент. Число предприятий, пользовавшихся услугами группировки, было небольшим – немногим более 10 фирм. Согласно имеющейся в распоряжении Финансовой полиции информации, организаторы преступной схемы по легализации средств, полученных преступным путем, отдавали предпочтение отношениям со знакомыми, проверенными клиентами, тем самым стараясь избежать ненужного риска.

Согласно первичной информации, костяк ОПГ составляли трое деятелей, двое из которых “работали” непосредственно в Даугавпилсе (имена и фамилии в целях следствия не разглашаются – прим.). Шеф же орудовал в Риге. В общей сложности в схеме по отмыванию денег были задействованы не менее 18 лиц, которые выполняли роль должностных лиц так называемых буферных предприятий и снимали наличные деньги с банковских счетов и со счетов Почтовой расчетной системы. На роль глав буферных фирм избирались молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, проживающие преимущественно в городе Даугавпилсе и Даугавпилсском районе.

Уголовный процесс в отношении преступной деятельности даугавпилсской финансовой группировки возбужден по фактам легализации незаконно полученных финансовых средств или другого имущества в крупных размерах по сговору в группе лиц (ст. 195 ч. 3 УЗ ЛР) и уклонению от уплаты налогов по сговору в группе лиц (ст. 218 ч. 3 УЗ ЛР).

Примерно за неделю до разоблачения даугавпилсской финансовой группировки Финансовая полиция накрыла еще одну ОПГ, занимающуюся легализацией незаконно добытых денежных средств. Согласно первоначальному анализу, эта группировка за прошлый год успела “отмыть” чуть менее 3,3 млн латов, нанеся государственному бюджету ущерб в размере почти полмиллиона латов.

В ходе расследования сотрудники Финансовой полиции провели 10 обысков в разных городах Латвии. Как и прежде, были обнаружены и изъяты существенные улики преступной деятельности этой группировки. На счетах предприятий, задействованных в преступной схеме, арестовано более 90 тыс. латов, изъято 8 тыс. латов и более 10 тыс. евро наличными.

По сообщению СГД, в схеме были задействованы 7 буферных предприятий и 12 фиктивных фирм. Услуги ОПГ в прошлом году использовала 51 фирма в Латвии. В среднем звене – в буферных фирмах – действовали пять человек. Примечательно, что все “должностные лица” буферных фирм были членами семей организаторов преступной схемы отмывания денег.

Как рассказали в отделе по связям с общественностью СГД, раскрытие этой схемы затруднило то, что одним из “руководителей” буферной фирмы был бывший сотрудник Управления финансовой полиции СГД, который уволился из госструктуры два года назад. Но умело использовал свои знания и опыт работы…

В прошлом году Финансовая полиция за легализацию незаконно добытых денежных средств для уголовного преследования передала в прокуратуру 17 уголовных процессов. В этом году уже четыре. За два месяца текущего года Финансовая полиция раскрыла уже три схемы отмывания денег (о первой мы рассказывали в газете “СейЧас” от 26 февраля – прим.).

И группировки, занимающиеся отмыванием денег, впредь будут появляться еще чаще. Это признал в одном из интервью генеральный директор Службы госдоходов Дзинтарс Яканс. Правда, может случиться так, что с этими “схемами” скоро некому будет бороться.
Как уже сообщалось, руководство СГД намерено до лета сократить примерно 1000, или пятую часть, своих сотрудников…

Игорь АМЕЛЬКА

12.03.2009 , 16:38

"Сейчас"


Написать комментарий