Больше его никто не видел…

Термин "без вести пропавшие" у большинства из нас, мирных жителей, ассоциируется с войнами, горячими точками, толпами беженцев. Новую Латвию крупномасштабные войны, к счастью, обошли...

Но вот парадокс: количество без вести пропавших соотечественников при этом довольно велико Только на прошлой неделе Даугавпилсское управление полиции распространило два широковещательных объявления о пропавших.

Не вернулась домой пятидесятидевятилетняя жительница Вишек Эльвира Виноградова. Где-то в Салиенской волости потерялись последние следы шестидесятишестилетнего Петра Рыбакова. Вообще с начала этого года в городское Управление полиции поступило 30 заявлений о пропажах людей: жен, мужей, детей, родственников. 13 из пропавших – несовершеннолетние. Как отмечается в заявлениях родных и близких, люди просто ушли и не вернулись. 22 пропавших уже обнаружены, однако трое из них – трупами. В 8 случаях начаты уголовные процессы.

Был человек – пропал человек

Любопытны данные по исчезнувшим за аналогичный период прошлого года: тогда за четыре мясяца в безвестности растворились 28 человек, полтора десятка из них – подростки. Один человек был обнаружен уже мертвым. Было возбуждено 10 уголовных дел.

Некоторую часть от общего списка пропавших составляют личности, сделавшие первые шаги к образу жизни бомжа. Это люди, потерявшие всякую связь с родными и знакомыми. Но таких все-таки не большинство. Как показывает жизнь, пропасть в Латвии может любой – от миллионера Леонида Рожецкина до обыкновенного работяги. Свою роль играют как несчастные случаи, так и разбойные нападения. Но иногда имеет место обыкновенная рассеянность, забывчивость. В наших краях много шума наделала недавняя история, когда к поискам престарелого грибника подключили всех городских силовиков. Тогда, к счастью, пенсионера удалось отыскать. Подобные случаи происходят у нас периодически.

“Наша Газета” пообщалась с двумя сотрудниками Криминальной полиции Даугавпилса, попросивших не называть своих имен, поскольку в круг их обязанностей входит не только розыск пропавших горожан, но и поимка преступников.

Прошу меня не находить

По словам полицейских, исчезновения всегда происходят внезапно и нередко становятся настоящим шоком для родственников пропавшего:
– Вот, например, типичный случай, имевший место в нашем городе не так давно. Обыкновенная семья: муж, жена, дети… Не самая благополучная, правда, но и не самая несчастная. Как-то супруги повздорили. И вот муж-работяга возвращается вечером следующего дня домой – а супруги нигде нет! Пропала бесследно и никто не может сказать, куда она исчезла. Естественно, мужчина в панике: впору предполагать самое страшное. Бросился с заявлением в полицию. Начали розыск. И что вы думаете? Спустя время эта женщина обнаружилась в Литве. Оказывается, ей смертельно надоела семейная жизнь, “достало” все окружающее, и она, никого не предупредив, сорвалась в соседнее государство к некоему знакомому, поселилась у него и стала сожительствовать с ним. В родной дом возвращаться не собирается, говорит, что даже не рассматривает для себя такой возможности. Ну, хотя бы засвидетельствовали, что она жива-здорова. Кстати, согласно существующим нормам, нельзя раскрывать родственникам нынешнее местонаходение пропавшего человека – если он сам этого не желает. В такой ситуации остается лишь оповестить их о самом факте обнаружения беглеца, но не более…

Пропадают старики, у которых уже плохо с памятью. Пропадают бизнесмены. Так, недавно один городской предприниматель заставил поволноваться свою жену. Он отправился в столичную командировку, где у него разом украли мобильник и кошелек с деньгами и банковской карточкой. Вернулся он на несколько дней позже да еще и от расстройства забыл позвонить супруге… Этот случай закончился счастливо, а ведь, бывает, пропавшего так и не находят. Дело о пропавшем человеке официально длится на протяжении десяти лет. Если человек так и не был найден, по прошествии этого срока оно сдается в архив – “розыскные меры не дали никакого результата”. Хорошо еще, что в наших краях давненько уже безвозвратно не исчезали дети – их находили во всех случаях…

— Розыск пропавшего всегда начинается с тщательного опроса свидетелей – тех, кто видел его в последний раз, и тех, кто мог его видеть, – поясняют специалисты. – Постепенно круг опрашиваемых расширяется. Ближайшим родственникам пропавших надо знать: успех поисков в этот момент во многом зависит именно от них. Нужно постараться справиться с эмоциями и предоставить полицейским наиболее точную, конкретную и непротиворечивую информацию.

Вертолет не поднимут

Частенько пропадают и несовершеннолетние. Нередко это юные воспитанники детских домов и интернатов, которые вдруг начинают желать “свободы” и тяготиться казенным распорядком. Подобный случай нашумел три года назад, когда работники Даугавпилсского управления погранохраны с помощью собак отыскали пропавших из Краславского детского дома двух воспитанников – десяти и четырнадцати лет. Часто подростки отправляются работать в Ригу или куда-нибудь еще, не уведомив об этом воспитателей или родителей. Некоторые ищут острых ощущений, ночуя на лестничных площадках и в других местах. У полиции есть даже отдельная папка, где лежат дела часто пропадающих подростков, потому что время от времени в розыск попадают одни и те же лица. Но иногда пропадают и совсем уж малолетние дети.

— Яркий и относительно недавний пример, когда пропал четырехлетний малыш, живший с родителями в Калупской волости, — рассказывает полицейский — Ребенок заблудился в лесу вечером в пятницу и провел там 17 часов, пока не был найден в субботу. В поисках приняли участие 14 военнослужащих, 13 земессаргов, 9 полицейских и три кинолога с собаками. К счастью, мальчик был найден живым, хотя у него и зафиксировали переохлаждение после долгих ночных блужданий…

Кстати, собаки в поисковой деятельности применяются достаточно часто. А вот на применение вертолета – для поисков с воздуха – не стоит рассчитывать: это сейчас чересчур дорогое удовольствие.

А существует ли срок, который при пропаже человека нужно выждать до подачи заявления?

— Никаких сроков нет, — решительно отвечают наши собеседник. — Если вы, к примеру, вышли из магазина и не обнаружили ребенка, у вас обязаны принять заявление хоть через три минуты. Чем раньше – тем лучше.

14.05.2009 , 12:49

Владимир Веретенников "Наша газета"


Написать комментарий