Самый популярный мэр 1

24 мая исполнилось 170 лет со дня рождения одного из самых популярных руководителей нашего города Павла Федоровича Дубровина (1839–1890).

Вступая в должность после выборов 1876 года, Дубровин посчитал своим долгом признаться, что “преисполнен самого искреннего, живого желания трудиться на общую пользу”: “Я не принадлежу ни к какой партии, я не связан никакими обязательствами и от души желаю внести в Думу согласие, умеренность в требованиях – одним словом, явиться здесь миротворцем…”

И далее его слова прозвучали не менее актуально относительно дня сегодняшнего: “Общими усилиями мы успеем сделать что-либо полезное для города, который возлагает на нас большие надежды и вправе ожидать и даже требовать иного порядка. Господа, постараемся оправдать эти ожидания и надежды города; будем помнить, что с обширными полномочиями, предоставленными нам законом, на нас перешли весьма важные гражданские обязанности и вся ответственность за неуспешный ход дел. Будем же трудиться серьезно, дружно, усердно и честно…” (“Витебские губернские ведомости”, 1876 год, 29 сентября).

УСПЕВАЛ ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ ВЕЗДЕ

Четыре раза жители Динабурга доверяли П.Ф. Дубровину возглавлять местную Думу. Ни до, ни после него никто такой чести не удостаивался. Чем же так подкупала эта личность динабуржцев? Перед тем как добросовестно послужить на гражданском поприще, Павел Федорович до 1868 года испытал многие тяготы военной службы, поступив после окончания Константиновского кадетского корпуса прапорщиком в Новоархангельский полк. Первый гражданский опыт “судить да рядить” появился у Дубровина, когда в 1861 году, после отмены крепостного права, он стал мировым посредником по крестьянскому делу на своей родине – в Великолуцком уезде Псковской губернии. В 1864-м его назначили мировым посредником 1-го участка Динабургского уезда. Мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Их список санкционировался губернатором. В мировом суде допускались и поощрялись примирения сторон, и сам судья должен был способствовать этому – из человека злобного хороший мировой судьей не получится. Отзывы о Дубровине шли самые положительные, иначе бы не избрали его наряду с занимаемой должностью директором городского общественного банка. Энергичный титулярный советник Дубровин (впоследствии имел чин надворного советника) успевал принести пользу везде: он председательствует в местном церковно-приходском попечительстве, в Благотворительном обществе, является почетным мировым судьей. А ведь это все выборные должности, налагающие немалую ответственность. Доверял, значит, ему народ, уважал, раположение имел…

ПРИУЧАЙТЕСЬ ЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО

Выборный лист от 16 февраля 1889 года на должность городского головы Динабурга свидетельствует, что за Дубровина было подано 39 голосов, против только три.

При Павле Федоровиче в городе строятся новые микрорайоны, мостятся улицы, сооружается гостиный ряд, прокладывается водопровод, развивается промышленность, основывается Добровольное пожарное общество, в целях развития промышленности и торговли учреждается Общество взаимного кредита. Дубровин открывает в городе женскую прогимназию, а затем и гимназию, ставшую крупнейшим женским учебным заведением во всей Витебской губернии. Городской голова сам присматривает болотистое место с плодородной землей для будущего парка, выкупает его, принимает активное участие в разбивке площадей. В начале XXI века благодарные потомки вспомнят о заслугах деятельного градоначальника открытием его бронзового памятника в названном в честь Дубровина парке – редчайшее по нынешним временам событие.

Больше всего мудрости там, где ее никто не ищет – в буднях. Не укоренился бы образ Дубровина в памяти народной, будь он лишь общественным деятелем, пусть даже очень неплохим. В Павле Федоровиче людей прежде всего привлекали моральные качества, он обладал даром проявить искреннее внимание к заботам и чаяниям горожан. Умел понять и личное горе – сам рано овдовел и воспитывал двоих детей: дочь Наденьку и сына Федора. Проникнуться заботами и проблемами подрастающего в собственном доме молодого поколения отец старался всякий раз, когда выпадала свободная минута.

В обращении Дубровина к воспитанницам женской гимназии читаем: “Здесь, рядом с приобретением научных познаний, усваивайте себе все благородные порывы души и сердца; здесь с малолетства приучайтесь любить друг друга, любить ближнего, помогать друг другу, снисходить к недостаткам других и быть строгими только к самим себе”. Сколько в этих почти библейских и одновременно таких человечных призывах внимания и отцовской заботы к юным ученицам, сколько желания им добра…

ДИНАБУРГ ВЫЗЫВАЛ НАСТОЯЩИЙ ВОСТОРГ

Дадим картинку Динабурга второй половины XIX века. Город – важный железнодорожный узел. Первая в Латвии железнодорожная линия Рига – Динабург продлевается до Царицына. Через Динабург проходит и другая, не менее значимая железная дорога Петербург – Варшава. Налаженная железнодорожная связь способствует развитию оптовой торговли льном, кожей, лесом, хлебом. В уездном Динабурге более 40 тыс. жителей, большинство активно занимаются ремеслом. Развивается легкая промышленность. В бытность Дубровина здесь уже 60 предприятий. Наиболее крупные – железнодорожные мастерские, кожевенные заводы, спичечная, табачная и пуговичная фабрики.

Формируется центральная площадь в окружении административных зданий в стиле ампир. Дубровина с детьми можно часто увидеть в православном храме Александра Невского – горожане вежливо раскланиваются “с их высокоблагородием”. Динабургский градоначальник с удовольствием посещает частный драматический театр, где нередко дают представления заезжие знаменитости. Частные пожертвования на благотворительные цели в России считались делом государственным – благотворительность находилась под контролем МВД. Иногда ставились довольно жесткие условия. Так, при открытии нового богоугодного дела благотворитель должен был полностью обеспечить его капиталом. Учреждающий стипендию или премию обязывался внести в банк на особый счет сразу всю сумму, проценты с которой обеспечивали бы выплату этих стипендий в течение года (так, если сумма стипендии составляла 400 рублей, то необходимо было единовременно вложить в банк 10 тыс. рублей). Павел Федорович благотворительствует сам и подвигает на благие дела других, поднимая публично авторитет купцов.

Историк А. Сементовский, много и с восторгом писавший о Динабурге того времени, подчеркивал красоту зданий города, успешность ведения торговых дел, разнообразие общественной жизни, которая “в Динабурге более развита, чем во всех остальных городах Витебской губернии”. Уездный город имеет прекрасный частный театр в то время, когда в губернском Витебске и городского-то не было, сад “Рунау” с его всевозможными представлениями, игрой оркестра и т. д. Для простых горожан любимы и более доступны выступления бродячего цирка, где наряду с развлекательной программой можно услышать и остроумную политическую сатиру.

Город всесторонне развивается, живет полноценной жизнью, заботится о будущем своего подрастающего поколения.

НЕ РАЗБИВАЛ НАДЕЖДЫ НА ЛУЧШЕЕ

Все правители работают для лучшего будущего, но мало кто из них представляет, как оно должно выглядеть. Дубровин знал, что вслед за построенными при нем домами появятся более современные, по городским мостовым помчится на других скоростях другой транспорт, из кранов в домах горожан зажурчит чистая вода, у родителей гимназистов, которые все также будут спешить за знаниями, в будущем будет больше возможностей в выборе мест труда и отдыха. Разбивая в XIX веке город-сад для всех, независимо от сословий, русский дворянин не разбивал людские надежды на лучшее, свято веря, что восходящая заря нового будет прекрасна. Градоначальник ушел из жизни в мае 1890-го, убежденный, что Динабург, о котором он заботился по мере отпущенных ему сил, станет одним из красивейших городов. Сколько потом разрушительных бед свалится на даугавпилсские дома, парки и скверы, сколько разрухи предстоит пережить здешним жителям… Отрадно в связи с этим, что сегодня городской парк Дубровина предстает, наконец, в достойном его создателя облике.

Бронзовый Павел Федорович (скульптор А. Таратынов) в назидание живущим не поднимается по лестнице, дабы возвыситься во власти, – он спускается к нам, будто желая понять наши проблемы. Пока у людей есть нерешенные задачи, у них существует возможность развиваться.

Знаю одного вполне серьезного человека, который приходит к Дубровину и молча советуется с ним, как поступить в той или иной ситуации. Утверждает, что помогает – ответ через некоторое время приходит, словно сам собою… Может, Дубровин учит нас думать?

Жанна ЧАЙКИНА

28.05.2009 , 16:44

"Сейчас"


Написать комментарий

Исключительная журналитка. Прочитал на одном дыхании. Спасибо, восхищён, не ожидал. Ещё раз спасибо!