Детки в клетке 6

1 июня, в Международный день защиты детей, руководство Даугавгривской тюрьмы традиционно организовало родительский день – встречу несовершеннолетних заключенных с родными. Именно из-за недосмотра некоторых мам и пап и собственной глупости мальчишки томятся за тюремной решеткой, подолгу ожидая решения суда.

Я пробыла в Даугавгривской тюрьме почти 4 часа – общалась с руководством, присутствовала на концерте, организованном социальным работником Жанной Бусаргиной силами подследственных в возрасте от 16 до 18 лет, а потом беседовала с ними “за жизнь”, в которой оступиться просто, а вот выбраться на твердую поверхность из засасывающего болота под силу лишь сильным. Надо очень внимательно смотреть, кто и для чего подает руку, – она может оказаться преступной.

КРИЗИС КОСНУЛСЯ ТОЛЬКО ЗАРПЛАТ

Статус заключенного несовершеннолетнего в Латвии принципиально не отличается от статуса заключенного взрослого. Отдельные дополнительные блага и привилегии не заслоняют тот факт, что несовершеннолетний в тюрьме, во-первых, – правонарушитель и только потом – ребенок. Администрация Даугавгривской тюрьмы в работе уходит от прямых методов воспитания своих подопечных – они в данном случае неэффективны.

Валерий Твердов, начальник тюрьмы, рассказал:

– Сейчас в корпусе для несовершеннолетних находится 16 человек. Летом количество снижается, а вот к зиме может возрасти. Условия позволяют содержать у нас до 40 человек. Родительский день показывает родителям и родственникам, что сотрудники тюрьмы – это не враги, а соратники в деле становления их детей на правильный путь. К этому дню ребята делают поделки, готовят концертные номера, выставку своих рисунков. У них сохранена связь с внешним миром – переписка, телефонные звонки. Предусмотрены телепередачи – в камерах разрешены телевизоры. Для просмотра отбираются лучшие фильмы. Раз в неделю несовершеннолетние имеют право на встречу с родителями в течение одного часа. В отношении финансирования тюрьмы все осталось по-прежнему – кризис коснулся только наших зарплат. После объединения двух городских тюрем увеличился штат отдела социальной реабилитации, добавились начальники отрядов, психологи, инспектора.

Эрик Цирш, заместитель начальника тюрьмы по вопросам социальной реабилитации и медицины, продолжил:

– Несовершеннолетние находятся в камерах площадью 25 кв. метров, рассчитанных на четверых человек. Сегодняшняя заполняемость – до 2-3 человек. После ремонта в корпусе и оборудования комнат видеокамерами в целях безопасности самих же подростков, резко сократилось количество нарушений, что представляется очень важным. У детей очень разный образовательный уровень. Для тех, кто недоучился, существует возможность получения основного образования, начиная с 5-го класса. Важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Психологи, социальные работники проводя работу с детьми, сокращают влияние негативных лидеров из числа заключенных.

В сложном мире тюрьмы помогает адаптироваться начальник отряда несовершеннолетних Янис Розенбергс, рассказавший следующее:
– Главная проблема этих детей – в нехватке родительской заботы и внимания. Глубоко внутри сидит обида. Кого-то бросила мать, у кого-то родители решали свои проблемы, им было не до ребенка, который тем временем скатывался по наклонной.

Стараемся убедить, что в мире не все построено на зле, но из практики знаю – 50% после освобождения вернутся обратно в тюрьму. Вот вам случай. Парню 16 лет, мать привела в дом сожителя, отказав в жилье родному сыну. Скитался по подъездам. В приют не брали, в Сиротском суде понимания не находил. Кончилось тем, что обворовал квартиру, чтобы поесть, ну и покатилось…

И С АКТИВНОЙ ФОРМОЙ ТУБЕРКУЛЕЗА

Корреспондентам разрешили побывать почти везде. Сразу скажу, что корпус для несовершеннолетних правонарушителей ожидаемого ужаса не вселил. В отремонтированных стандартных комнатах есть все необходимое для жизни, кроме свободы. Ярким пятном выделялись клеенчатые занавески в цветочек, прикрывавшие белизну унитазов. Подумалось, что это не есть хорошо, можно бы и что-то более основательное придумать – в комнате все же. Но мысль затормозилась пониманием, что в тюрьмах Латвии существуют и более неприглядные “параши”, а на любое усовершенствование нужны деньги. Умилили самодельные рамочки из теста с сердечками и фотографиями родных. На воле постояльцы такие не сделали бы, а тут вон как наловчились… В помещении (без окон) для неформального общения стены в рисунках типа “граффити”. При этом никакой агрессии – по-доброму самовыражались. Тут же новус – для любителей. Поразила бибилиотека с 15 тысячами книг. Уже три года за этот “кладезь тюремной мудрости” отвечает осужденный Сергей Р. Скромно заметил, что “просвещать” известный контингент ему осталось еще столько же. В учебном классе несколько зеленоватых парт, на стене периодическая система Менделеева – намек на возможное изучение нелюбимой многими химии. Занятиями ребят не перегружают – 3-4 урока в день, но в наступившие времена спасибо и за это. В комнате с названием “Читальный зал” старые журналы – вряд ли они кого-то заинтересуют. На вопрос, почему нет свежей прессы, мне ответили, что дорого, но кто хочет, может выписать газету сам, на камеру. В медчасти давно не было ремонта. Зато кабинет стоматологии снабжен современным оборудованием. Для несовершеннолетних лечение зубов бесплатное, а вот взрослым даром только удаляют. В рентген-кабинете, отремонтированном самими заключенными, узнала, что случаи туберкулеза легких продолжают выявляться. Туберкулезников направляют в больницу в Олайне. При последнем обследовании заключенных в Даугавгривской тюрьме, а их более 1000, активная форма туберкулеза выявлена у десяти. Активная!

На концерте рядом со мной сидела девушка, она крепко держала за руку своего юного кавалера-правонарушителя в бейсболке Adidas. Парень посвятил ей песню: “Пусть не вместе мы сейчас, пусть все в жизни против нас…” Расставаясь, она тихо заплакала…

Очень трогательно и как-то по-детски беззащитно вздрагивали плечи паренька, уткнувшегося в мамину грудь. Казалось, он раскаивается и уж больше никогда – дай-то Бог… Из 16 заключенных родственники пришли к 12 – значит, четверо никому не нужны? Опасный процент невостребованности…
Некоторые мальчишки из тех, кто здесь не по первому разу, предпочитали наглядно показать, что им и тюрьма нипочем. “Руки за спину, пошел!” – это очень похоже на кадры из какого-то фильма, в котором они главные герои. Мне от этого стало не по себе, жаль их очень, ведь судьбы ломаются… А вот “позировать на камеру” не захотел никто – закрывались руками и капюшонами.

После мероприятия предоставилась возможность побеседовать с “героями современных кинолент”. Первый попросил не называть его имя, бойкий такой паренек. До 14 лет не вылезал из детприемников, в 15 первый раз сел на 10 месяцев. Уверял, что правонарушений в виде краж у него немерено, но с 2005-го не ворует. “На суды, – говорит, – не хожу принципиально, не верю в справедливость. Что за суд без свидетелей и потерпевших? Садят чисто по подозрениям. Сейчас вот ни за что сижу. Вешают на меня чужие грехи – заступиться-то по-настоящему некому. Не везет – как лето или Новый год, так я в тюрьме”. Да, какое уж тут везение! Вот и брату его “не везет” – тоже за решеткой. Отца у них нет, мать нездорова и не работает.

Потом на разговор со мной вызвался Ваня. Первый раз он сел в 16. На пальцах наколка – буквы ц.с.о.н.в. – “цени свободу, она не вечна”. Ваня понравился открытостью. История его такова. Все было поначалу хорошо – учился, футболом увлекался. Но, самое главное, девушку свою очень любил, и от любви такой она забеременила, что было несопоставимо с продолжением учебы в школе. Девушка, не предупредив, от нежелательной беременности избавилась, что Ивана очень огорчило. Да так, что подсел он на наркотики, которые, как известно, до добра не доводят. Доза стоит от 10 до 20 латов. А где их взять? Стал воровать. Отец умер в 2002-м. Маме одной очень трудно.

Успев до тюрьмы закончить основную школу, правонарушитель Ваня учится играть на гитаре и ждет суда, который обещают в конце июля. Сколько дадут – не знает, маму жалеет.

НАСТАВИТЬ НА ПУТЬ ИСТИННЫЙ

Провожал меня “из тюрьмы на волю” заместитель начальника Отдела социальной реабилитации Геннадий Богданов, говорил о том, что ребята ищут самореализации: “Наша задача – разглядеть в каждом задатки здорового ресурса, на который можно опереться в процессе воспитания. Во многом это связано с творческим проявлением личности. Поэтому предусмотрены занятия по интересам, арттерапия, викторины. Физическую форму можно поддерживать в спортзале. Даем здесь то, чего эти мальчишки были лишены на свободе и что призвано повысить их самооценку”.

Администрация тюрьмы старается в меру возможного в этой стране успеть наставить оступившихся на путь истинный. Но она не всесильна, а до мира взрослой преступности несовершеннолеткам рукой подать – на прогулке их разделяет всего одна стенка.

Среди причин появления несовершеннолетних преступников чаще всего называют неблагополучие в семье. Тем не менее все больше подростков-правонарушителей появляется и в материально обеспеченных семьях, где отсутствуют любовь и интерес к самому ближнему – своему ребенку. Возраст, в котором дети становятся на скользкую дорожку, в республике снижается и уже находится на уровне 8-10 лет.

Жанна ЧАЙКИНА

04.06.2009 , 17:43

dautkom.lv


Написать комментарий

Спасибо за прекрасную статью.

Здравствуйте! Хочу написать коментарий о статье Детки в клетке.Я была в тюрме 1июня у своего сына,потом прочитала интерьвю которое дал мой сын,Жанне Чайка. И теперь я просто в ужасе,как же можно перевернуть все с ног на голову.Во первых мой сын рассказал одно а опублековали на половину другое. И в итоге получилось. Вся адм хорошая и заботливая и порядочная а родные все не порядочные и пяницы и т.д в том же духе.Теперь во в торых. Это не правда что все родные плохие а адмм хорошии. сть другая точька зрения и она более провдивая. В тюрьме детей не счетают за детей . Унежают, избивают,наказывают без дела.Кормят очень плохо,про медеков и их лечение,говорить и думать страшно. Дети болеют а родным только остауться молиться,что пройдет само по себе.Так что наших детей да и взрослых,не кто за людей уже не счетает.А людям еще и на свободу выходить,хотя до этого нет не кому дела. Что же нам делать?Kак бороться? Тем которуе ждут и любят своих детей и не звисемо сколько ребеннку лет 18 или 30. конечно мы будем искать выход но уже не через вашу газету. От тюрьмы не кто не застраховон при нашей такой жизни. У всех есть дети и не всегда можно их спасти через связъи. Будем сами думать как помочь своим детям и добиться чел отношения к ним в млс.

отвратительная статья...да за такое исковеркование сказанного и в суд подать можно!!! что ты пишешь Жанна? купи мозги...овца! если не можешь написать правду и всё как на самом деле есть...лучше вообще нихрена не писала бы ... тоже мне писарица!!! ... Уволена

Жанна передала слова тюремного начальства и не более. Что увидела о том и писала. А если кто не согласен так почему не поделится с кореспондентом. Трусоссть? смелые только грязью поливать ананимно? вот поэтому и дети там

тел. журналиста есть в каждом номере газеты

в том то и дело, что она написала, только то что ей сказали, а не то что там на самом деле твориться, когда детей закрывают в трюма и говорят, что скорее всего просто потеряли ваше заявление на свидание, и вы не можете увидеть своего ребёнка, хотя он только подследственный, и скорее всего будет оправдан!!!... где справедливаость

Написать комментарий