Над Двинском стояло зарево…

Клава Ефимова, операционная сестра, прибыла в Двинск, когда в городе еще шла стрельба, а в небе стояло зарево от многочисленных пожаров.

Поступая в медицинскую школу в Ленинграде, молоденькая Клава, конечно, не могла знать, какие тяжелые испытания ждут ее впереди. Вскоре после окончания учебного заведения началась война, и Клаву мобилизовали в Красную Армию, зачислив операционной сестрой в сортировочно-эвакуационный госпиталь №2749. Так началась ее военная жизнь, полная тяжелого труда, лишений и опасностей.

Что такое был СЭГ 2749? Это был госпиталь на колесах. В вагонах размещались операционные, перевязочные, раненые и медицинский персонал. В госпиталь направляли только тяжелораненых, которым требовалась срочная операция, и поэтому поезд всегда находился в непосредственной близости от линии фронта. Настолько близко, что неоднократно попадал под бомбежку.

Клавдия Петровна никогда не забудет эти ужасные налеты: кто мог, спасаясь, бежал в поле, лес. А зимой зарывались в снег и сверху накрывались простыней Это для того, чтобы немецкие летчики не заметили. И тем не менее, эти налеты, как правило, наносили большой урон — каждый раз гибли десятки людей: врачей, медсестер, раненых.
Поток раненых с фронта не ослабевал ни на один день. Работать приходилось сутками, почти без отдыха. Клавдия Петровна сама удивляется — откуда только силы брались. Да и питание было довольно скудным.

Однажды во время налета она была тяжело ранена — два месяца пролежала на госпитальной койке. Врачи даже сомневались — а сможет ли она вообще ходить. Но молодость, крепкий организм взяли свое, и Клава не только встала на ноги, но и продолжила свою тяжелую работу. Сколько всего за годы войны пришлось Клавдии Петровне пережить и перенести! Сколько раненых прошло через ее руки! А скольких она спасла!

26 июля 1944 года Клавдия Ефимова вместе с бригадой врачей и медсестер на товарняке прибыла в пылающий Двинск. В городе еще гремели взрывы и выстрелы, кругом все горело. А медики немедля развернули в Крепости госпиталь и стали принимать раненых. Как и прежде, работа шла круглосуточно, буквально на износ. Через некоторое время в городе были развернуты еще несколько госпиталей, но работы хватало всем. Немцы были уже далеко, однако обстановка в городе и его окрестностях оставалась тревожной. Продолжали стрелять в спину так называемые лесные братья. Клавдия Петровна вспоминает, как в Стропах “межа брали” изнасиловали и убили молодую девушку — комсомолку. А потом повесили ее на дереве вниз головой.

Однажды бригаду медиков вызвали на срочную операцию в Прейли. Поехала и Клавдия Петровна. Ехали в кузове грузовика. Когда возвращались, из леса по ним стали стрелять. Пробили колесо, но машина успела выскочить из леса, и это спасло военных медиков.
После войны Клавдию Ефимову демобилизовали и по решению республиканских властей оставили работать в Даугавпилсе.

До августа 1953 года она работала старшей операционной сестрой в больнице на улице Варшавской и одновременно училась в вечерней школке. После нее поступила в Рижский медицинский институт, который закончила с отличием. Потом до 1993 года работала врачом в различных лечебных учреждениях города. За свою воинскую службу она награждена орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, медалями “За боевые заслуги” и “За победу над Германией”. А за свою работу врачом уже после войны К.Ефимова награждена медалью “За доблестный труд”, значком “Отличник здравоохранения ЛССР” и множеством почетных грамот.

Сегодня Клавдия Петровна одна из немногих оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны, которые принимали участие в освобождении нашего города. И, несмотря на свой почтенный возраст, а ей уже пошел 88-й год, по-прежнему продолжает участвовать в общественной жизни города, является активным членом ветеранской организации ДОБАК.

Борис ЛАВРЕНОВ

23.07.2009 , 15:53

"Экспресс Неделя D"


Написать комментарий