До основанья, а затем?

Вчера министр культуры Хелена Демакова, отчитываясь перед журналистами за год работы на этом посту, огласила впечатляющую идею - не очистить ли центр столицы от разных малопривлекательных новостроек? Начав, например, с Дома Камарина.

Размаху министра не стоит удивляться. Руководимое ею ведомство сейчас занимается очень крупными проектами – строительством Латвийской Национальной библиотеки, а также возведением концертного зала на дамбе AB и Музея современного искусства на Андреевском острове. Для воплощения в жизнь этих планов предполагается создать даже специальное государственное агентство – «Новые три брата».

И в качестве важнейших достижений минувшего года г-жа Демакова называет работу над библиотекой – ведь ради «Замка света» удалось даже откорректировать закон. Государство получило возможность отчуждать собственность у ее владельцев по упрощенной схеме.

А раз все так хорошо получилось с домом на набережной, то почему бы не посносить все новостройки, которые портят лик города в его центральной части?

«Надо создать прецедент и хотя бы что-нибудь из этого ужаса снести, – цитирует г-жу Демакову агентство BNS . – Например, Дом Камарина. Я полностью согласна с архитектором Гунаром Биркертсом, который сказал, что такому ужасу нельзя находиться в центре Риги».

Что ж, Гунар Биркертс, бесспорно, звезда мировой величины. И Риге он должен быть особенно дорог – ведь библиотека будет строиться по его проекту. Но, думается, многие известные архитекторы могли бы составить и свои «черные списки». Напомним, что в Риге ругали и Треугольный бастион, и саму Ратушу, и сверхконцептуальное здание рядом с универмагом «Центр», и проект реконструкции универмага, и планы по застройке Ливской площади. Если честно, трудно вообще в Риге найти проект новостройки, который не был подвергнут суровой критике. Так что же, все сносить?

Глава думского департамента развития Вилнис Штрамс относительно министерской идеи высказался деликатно, поддержав ее теоретически, но обратив внимание на ее трудновоплотимость.

- Не думаю, что государство настолько богато, что сможет компенсировать недополученную прибыль, – тактично заметил Штрамс.

Еще он тонко подчеркнул проблему вкуса: Эйфелеву башню тоже сильно ругали, а теперь она – символ Парижа, и вообще многое казавшееся раньше прекрасным со временем перестает цениться и наоборот.

И наконец, главное – есть целый ряд учреждений государственного и муниципального уровня, которые следят за застройкой в городе. Они что, не выполняют своих функций?

22.03.2005 , 10:07

chas-daily.com


Написать комментарий