«Государство тратит больше, чем зарабатывает» 4

В минувшую пятницу по приглашению мэра Даугавпилса Яниса Лачплесиса в Городской думе побывали депутаты IX Сейма от Даугавпилса Виталий Айзбалтс, Янис Дукшинский, Анатолий Мацкевич (LPP/LC) и Сармите Кикусте (Jaunais Laiks). Алексей Видавский ("Центр Согласия" и Мирослав Митрофанов (ЗаПЧЕЛ) в этот день работали в бюджетной комиссии.

Во время встречи обсуждались насущные вопросы, связанные с финансированием и поддержкой города со стороны парламентариев. Они рассказали о конкретных проектах и денежных средствах, на которые может рассчитывать Даугавпилс в 2010 году. Депутаты Сейма от Даугавпилса намерены добиться для города дотации в размере 2,7 млн латов из фонда выравнивания. Кроме того, они намерены требовать, чтобы в городской казне остались 10 млн латов, которые были сэкономлены на строительстве за счет удешевления строительных материалов и работ. В зону внимания депутатов Сейма от Даугавпилса также входит и наш театр, на который правительство должно выделить 200 000 латов.

А затем газета “СейЧас” задала несколько актуальных вопоросов заместителю председателя парламентской комиссии по культуре и науке Янису Дукшинскому.

– Г-н Дукшинский, как объяснить, что доходная часть прошлогоднего бюджета составляла 5,4 миллиарда латов, а нынешнего уже только 3,8 миллиарда?

– Просто государство каждый день тратит намного больше, чем зарабатывает. Поэтому и надо было сокращать бюджет. Но это, возможно, и не последнее сокращение. Правительство говорит, что в следующем году бюджет придется сократить еще на 0,5 миллиарда. Замечу, что мне вообще непонятно, как правительство разрабатывало нынешний бюджет. Единого мнения в правительстве не было, в парламент он подан с месячным опозданием. У меня создалось впечатление, что это бюджет исключительно Эйнарса Репше. Считаю, что нынешнее правительство нестабильно, поэтому представителям правящих партий трудно прийти к единому мнению.

– А у LPP/LC есть свой проект бюджета? В чем его главное отличие?

– Мы предлагаем отменить рискованные налоги. Например, автоналог, налог на капитал. Ведь не надо быть великим экспертом, чтобы понять – такие налоги не будут иметь планируемый сбор. Как, скажите, можно администрировать автоналог? Это что, каждой организации надо предоставить налогового инспектора, который будет следить, как используется служебный автотранспорт? Что касается налога на капитал, то можно прогнозировать – владельцы крупных накоплений попросту переведут свой капитал в другие страны. А пострадают опять простые люди, которые имеют какие-то незначительные накопления.

– Что можете сказать о решении поднять на 3% подоходный налог с населения?

– Ничего нового в этом нет. Речь о повышении налога шла еще при Иварсе Годманисе. Правда, тогда речь шла о повышении подоходного налога с населения до 25%. Но эксперты нам рекомендовали не торопиться с повышением этого налога, и мы его не стали повышать. Правительство г-на Домбровскиса, как видим, решило по-другому.

– Зато при премьерстве Годманиса был повышен налог на добавленную стоимость (НДС), и, как показывает сегодняшняя ситуация, это был опрометчивый шаг…

– Согласен. Но на тот момент казалось, что это правильное решение. Нам рекомендовали поднять акцизный налог на алкоголь и табачные изделия. Мы это сделали. И что получилось? Доходы от повышения акциза в госказну только уменьшились. У нас акциз ниже, чем во многих других европейских странах. Но надо учитывать, что мы живем в приграничье. И повышение акциза, в частности на сигареты, привело к увеличению контрабанды.

– Вам не кажется, что абсурдно покрывать основной бюджет за счет социального, как это сделало нынешнее правительство?

– Раньше это было обычным делом. Социальный бюджет наполнялся успешно, и за счет него гасился дефицит основного бюджета. А надо было делать накопления. Тогда проблем было бы намного меньше. Но правительства хотели тратить и тратили деньги.

– Латвия использует только 6% из Еврофондов. Почему так мизерно?

– Я вижу две основные причины. Во-первых, осваивать средства Еврофондов мешает чрезмерная бюрократия. Пока необходимые бумаги оформляются, проходит очень много времени. Но мы сами создали многочисленные агентства из страха перед жестким контролем Евросоюза. Во-вторых, у нас не хватает средств на софинансирование проектов. Ведь чтобы использовать европейские деньги на проекты, должны быть вложены муниципальные или государственные средства. Это 10–20% от стоимости самого проекта. А сейчас сокращаются все бюджеты. Например, бюджет Министерства экономики, которое и должно поддерживать такие проекты, сокращен на 70%.

– В то же время Министерство экономики планирует в следующем году 350 миллионов латов на проведение разных курсов, лекций, семинаров…

– Это решение правительства. Раньше нас упрекали в том, что много средств уходит на приобретение разной аппаратуры, ремонты, а не на человеческий ресурс. Другой вопрос, как будут организованы эти курсы и семинары. Если деньги будут направляться на реальную переквалификацию людей, то это делать надо. Посмотрите, сколько было сокращено учителей! Всем им придется переквалифицироваться. Но если лекции организуются и проводятся для галочки, чтобы кто-то мог заработать, то конечно, такие курсы нам не нужны.

– По имеющейся информации, в казне из кредитов имеется накопление более чем 900 миллионов латов. Почему эти деньги не используются для подогрева экономики?

– Дело в том, что Всемирный банк дает заем на определенные программы. И одно из основных требований – создать резерв для поддержки банковской системы. Всемирный банк заинтересован в ее стабильности. Там считают, что кредиты – это своеобразный “кровооборот” для государства. И если у какого-нибудь из банков возникнут проблемы, то из накоплений можно ему помочь. А банки в Латвии несут самые большие убытки. Правда, не так давно они имели огромные прибыли.

– Проблемы Латвии начались с перенятия государством Parex banka, что не удивительно, ведь в этот банк государство вложило чуть ли не пятую часть бюджета. И принимал решение премьер Иварс Годманис…

– Было мнение пустить банк на самотек. Но нам пришлось считаться и с давлением Евросоюза, который настаивал на перенятии банка. Сегодня же необходимо продать его как можно выгоднее. Тогда государство вернет свои деньги. И добавлю, что решение о перенятии банка принимали все коалиционные партии, а не один Годманис.

– Когда речь заходит о Parex banka, многие недоумевают, почему государство выплачивает огромные деньги доведшим банк до крайности В. Каргину и В. Красовицкому.

– Надо понимать, что люди вложили собственные и, замечу, немалые средства в развитие банка и… депозиты. Поэтому они вправе получать свои проценты. В конце концов государство тоже получает от банка свои проценты.

– И чем сегодня г-н Годманис занимается в Европарламенте?

– Он работает в очень серьезных комиссиях, в том числе и бюджетной, и может лоббировать интересы Латвии. Я считаю, что он серьезный финансовый эксперт и мог бы консультировать правительство, если бы оно согласилось на это.

– Кстати, о продажах. Сегодня много говорят о том, что следовало бы продать одно-другое государственное предприятие. А ваше мнение по этому поводу?

– Дискутировать на эту тему можно. Но надо учитывать, что это предприятия, приносящие прибыль. А, например, Latvenergo и вовсе монополист. И что из такой продажи может получиться – еще неизвестно.

– Скажите, на ваш взгляд, почему правительство не прислушивается к мнению народа?

– Действительно, Jaunais laiks и Pilsoniskа Savienиba провозглашали, что будут работать по-новому, прислушиваясь к мнению народа. Но люди пришли к власти и желают быстрее ее реализовать. Кроме того, в отраслевых министерствах нет программ стратегического развития. Как правило, министры консультируются только со своими людьми.

– Айнарс Шлесерс уже неоднократно заявлял, что готов занять пост премьера. Значит ли это, что после принятия бюджета LPP/LC начнет раскачивать кресло под Валдисом Домбровскисом?

– Хочу отметить, что мы нигде не декларировали, что будем свергать правительство. Но если ситуация потребует и работа правительства будет зависеть от нас, мы готовы присоединиться к правящей коалиции.

– Еще один вопрос, который широко обсуждается, – это создание президентской республики. Каково ваше мнение на этот счет?

– Есть разные модели создания президентской республики. Все зависит от того, сколько у президента будет полномочий. Я считаю, что больше полномочий надо дать премьеру. Сосредоточить власть в одних руках – большой риск. Можно даже потерять независимость, как это показал пример с Карлисом Улманисом.

– А разве Латвия сегодня независимая страна?

– С финансовой точки зрения – нет.

– У вашей партии есть план по выходу из кризиса?

– У нас есть несколько вариантов. А над планом по развитию экономики работает группа специалистов.

Игорь АМЕЛЬКА

26.11.2009 , 15:23

"Сейчас"


Написать комментарий

А вообще я постоянно колеблюсь между национал-социализмом и интернационал-коммунизмом... Вон, яркий пример - Янчик! С одной стороны, он, сука, место в парилке в бане занимает! А с другой, блин, - деньги платит исправно! Так и пребываешь в вечных сомнениях..

как все складно говорят , что слезу прошибает .Как все дружно голосовали за снятие с пенсионеров % и отмены индексации. Граждане ! когда будете следующий раз голосовать , то подумайте .

суки,вообще обнаглели,Себе любимым никаких ограничений на зарплаты не ввели.

Аноним: суки,вообще обнаглели,Себе любимым никаких ограничений на зарплаты не ввели.

27.11.-14:28--так и прогресивный налог не ввели. Многие др. страны платят прогресивный налог, а латвийское правительство это ----священные коровы и их нельзя трогать.

Написать комментарий