Сухаренко: Еврейская община Латвии претендует на возвращение общинной, а не частной собственности

фото delfi.lv
фото delfi.lv

Еврейская община Латвии отказалась от требования вернуть ей собственность евреев, погибших в годы Холокоста, заявил сегодня, 12 июля, в интервью газете Diena председатель Латвийского совета еврейских общин Аркадий Сухаренко. 

По его словам, речь идет только о возвращении собственности, принадлежавшей до 1940 года еврейским религиозным общинам, оказавшейся в собственности государства и не возвращенной в начале 1990-х годов.

Вопрос еврейской собственности не нужно было бы рассматривать ни в 2006 году, ни сегодня, если бы вся собственность была возвращена вовремя - с 1991 по 1993 год, как это произошло с другими конфессиями Латвии, утверждает Сухаренко. Еврейским религиозным общинам собственность не вернули, потому что оспаривали ее религиозный характер, подчеркнул он.

В Латвии более чем 30 общественных организаций и братств, объединяющих евреев; при этом Совет еврейских общин представляет интересы всех еврейских общин и организаций - как светских, так и религиозных, пояснил Сухаренко.

По словам Сухаренко, до 1940 года в Латвии понятие еврей и его религиозное происхождение - иудей - были неразделимы. Если бы в начале 1990-х годов вся принадлежавшая до 1940 года еврейским общинам собственность была бы правильно интерпретирована, т.е. как религиозный объект, то сегодня проблемы бы не было.

Евреи ни в коей мере не считают себя особенными по отношению к каким-либо явлениям времени или благам, отметил также Сухаренко. По его словам, еврейская община готова идти на компромисс, принимая во внимание экономическую ситуацию в Латвии: "Страна сама может выбрать, что вернуть полностью и, в свою очередь, что компенсировать деньгами или в виде иного имущества".

При этом, как подчеркнул Сухаренко, в списке подлежащей возвращению или компенсации общине еврейской собственности не указано имущество тех физических лиц, кто как и их наследники были уничтожены во время Холокоста в Латвии. "Это была очень большая сумма и значительный список имущества, на который мы претендовали еще шесть лет назад. Но сейчас мы отказались от него и готовим законопроект, в который будет включено только имущество еврейских общин и религиозных организаций", - пояснил Сухаренко.

Ранее, в интервью ИА Regnum, Аркадий Сухаренко подробно остановился на вопросе о реституции еврейской собственности. "В Латвии когда-то был принят закон о денационализации религиозной собственности, согласно которому религиозные общины Латвии, включая еврейскую, могли запросить объекты, им некогда принадлежавшие. Но речь шла только об объектах религиозного назначения. Для еврейской общины - это синагоги и молельные дома. Ни о каких школах, социальных домах, благотворительных столовых речь не шла - государство их к возврату не давало. Но практически все культовые сооружения евреев в годы войны были уничтожены. Еврейская община получила крохи, тогда как другие конфессии получили все, на что претендовали. И значительная часть некогда общинной (не частной) еврейской собственности оказалась в руках Латвийского государства. Я не вижу никаких оправданий тому, что государство цепляется за эту обагренную кровью уничтоженной во время войны общины собственность".

Попытки вернуть в собственность общины принадлежавшие еврейским организациям объекты недвижимости наталкивались на отказ со стороны государства: "Запрашивали здание школы. Извините, говорят, это не религиозный объект. Какие-то сохранившиеся культовые сооружения не удавалось вернуть потому, что закон был написан так, что если ты хочешь вернуть синагогу, скажем, в Кулдиге, то нужно восстановить кулдигскую религиозную общину, а там после войны не осталось ни одного еврея. Не знаю, чем руководствовались предыдущие руководители общины, но я бы поступил также, как они - не пытался бы что-то фальсифицировать, специально создавая общину, якобы кулдигскую, дабы получить эту синагогу".

Поскольку IX Сейм отказал еврейской общине в решении вопроса реституции собственности, Еврейская община решила обратиться к парламенту следующего созыва. "Тот же законопроект, но несколько видоизмененный, мы рассчитывали внести в Х Сейм в конце года. Но тут случился роспуск парламента, новые выборы. Тем не менее, думаю, мы будем готовы к концу года [2011] презентовать этот законопроект, который, я надеюсь, не встретит сопротивления и будет утвержден. Сегодня много аргументов в нашу пользу. Соседняя Литва, например, такой закон уже приняла", - предполагал год назад Сухаренко.

Список собственности, которую желает в первую очередь вернуть Еврейская община Латвии включены около 270 объектов. Некоторые из этих объектов находятся в плачевном состоянии, другие были подвергнуты ремонту на деньги европейских фондов, а некоторые даже сданы в аренду и вовсе проданы.

Две сделки, совершенные государством с объектами бывшей еврейской собственности, имели место в мае, что, по предположению газеты Diena, говорит о том, что в повестке дня правительства вопрос реституции еврейской собственности на тот момент не стоял. Письмо Сухаренко премьер-министру Валдису Домбровскису ("Единство"), в котором актуализировался этот вопрос, датировано 17 мая. 1 июня Домбровскис наложил резолюцию на письме Сухаренко с обращенной к тогдашнему министру юстиции Гайдису Берзиньшу ("Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ) просьбой создать рабочую группу, что Берзиньш сделать отказался. Под предлогом разногласий в этом вопросе Берзиньш покинул пост министра юстиции.

Рабочая группа, которая занималась этим вопросом в 2010 году, подготовила список подлежащей возврату еврейской общинной собственности, в который было включено свыше 45 объектов недвижимости. Этот список не был утвержден Еврейской общиной и не совпадает с представленным ею на рассмотрение правительства списком. Таким образом, в настоящее время не существует списка недвижимости, который выработали бы обе стороны путем переговоров. Заняться этим, т.е. переговорами и проверкой прав собственности на конкретные объекты недвижимости, и предстояло рабочей группе, которую отказался сформировать Берзиньш.

Предполагается, что вопрос с имуществом, которое государство уже успело продать, будет решаться путем передачи еврейской общине равноценного имущества. Возможность дискутировать о компенсации или равноценном обмене в этом случае допускает и исполнительный директор совета Еврейской общины Латвии Гита Умановская. Ни в коем случае еврейская община не планирует выселять из зданий школы и учреждения, которые в них располагаются, или жильцов, которые в них обитают.

По мнению Умановской, законодатели вправе признать Совет еврейских общин Латвии правопреемником еврейских общин, существовавших до 1940 года. Не исключает она перспективу судебного разбирательства на предмет принадлежности еврейской общине того или иного имущества. А чтобы не создавать ажиотажа и избежать ситуации искусственного возрождения организации, претендующих на возвращение довоенной собственности, можно законодательно ограничить число организаций, обладающих таким правом.

На вопрос ИА Regnum, как еврейская община планирует использовать собственность в случае, если она будет возвращена, Сухаренко ответил: "Мы намерены создать фонд, в котором предположительно будет 11 представителей: шесть из них будут представлять еврейскую общину Латвии, а еще пять - международные еврейские организации, включая объединение евреев-выходцев из Латвии, проживающих в Израиле. В этом деле нужна абсолютная прозрачность. И должны быть учтены нужды тех евреев, чьи корни в Латвии, даже если они сегодня здесь не живут. Основным направление деятельности этого фонда станет социальная помощь нуждающимся - особенно жертвам Холокоста, а также культурная работа и поддержка образования".

 


Написать комментарий