Посол РФ назвал цену, которую Латвия заплатит за антироссийские санкции 1

Пресс фото
Пресс фото

Если дойдет дело до экономических санкций, то Латвия будет одной из самых пострадавших стран. 

Цена может выражаться в миллиардах евро, десятках тысяч безработных, сотнях разорившихся предприятий, заявил посол Российской Федерации в Латвии Александр Вешняков в интервью газете «Бизнес&Балтия».

Вчера, 12 июня, россияне отметили национальный праздник — День России. Накануне этого знаменательного события в жизни соседнего государства посол Российской Федерации в Латвии Александр Вешняков дал интервью газете «Бизнес&Балтия».

— Оцените, пожалуйста, нынешние российско-латвийские экономические отношения. Что нужно сделать, чтобы их улучшить?

— Российско-латвийские отношения в сфере экономики развиваются позитивно. Увеличиваются объемы взаимной торговли, реализуются крупные совместные проекты, растут объемы туристических потоков. И если в 2007 году товарооборот между нашими странами составлял 3 миллиарда долларов, то в прошлом году он достиг 11.1 миллиарда. При этом надо помнить, что в результате кризиса рынок тогда упал процентов на 40. Тем не менее, за шесть лет товарооборот между Россией и Латвией вырос почти в четыре раза. Есть предпосылки для сохранения этой динамики, если Латвия вместе с ЕС не пойдут на поводу радикалов, выступающих за введение экономических санкций.

— Каков сейчас товарооборот между Россией и Латвией? Что влияет на изменения в нем? Каков Ваш прогноз по товарообороту на конец 2014 г.?

— По итогам 2013 г. прирост объемов взаимной торговли составил 15,6% и, как уже отметил, товарооборот достиг отметки в 11,1 млрд. долл. США при положительном для России сальдо в более чем 10 млрд.долл.США. По итогам первых трех месяцев 2014 г. положительная динамика сохранилась, а темпы роста оказались даже чуть выше — 17,6%. От прогнозов хотел бы воздержаться, учитывая непростую геополитическую ситуацию.

Основной составляющей взаимной торговли до сих пор является минеральное сырье, на которое приходится до 80% российского экспорта. Однако, на мой взгляд, положительная динамика формируется также за счет увеличения транзита российских грузов через латвийские порты, а это более 40 млн. тонн в год. А учитывая, что в связи с последними международными событиями идет переориентация грузопотоков, следовавших через Украину, в направление балтийских портов, то здесь можно рассчитывать и на дальнейшее увеличение показателей.

-Что сейчас происходит с проектами, которые намеревались реализовать российские инвесторы? Есть среди них перспективы, которые могут быть реализованы в Латвии, несмотря на нынешнюю обстановку?

— Я бы не стал сгущать краски. Российские инвесторы вкладывали и продолжают вкладывать деньги в бизнес-проекты в Латвии. В декабре прошлого года в Рижском порту был открыт терминал по перевалке грузов компании «Уралхим», стоимостью более 60 млн. евро. Ближе к концу этого года планируется открытие завода по сборке вагонов российского «Уралвагонзавода», стоимость которого недавно возросла с изначальных 30 до 80 млн. евро. Есть интересные проекты в Вентспилсе, Даугавпилсе. В общем, сворачивать взаимовыгодное сотрудничество бизнес не заинтересован.

— Может ли экономика стать фундаментом для налаживания добрососедских отношений, которые сейчас явно пострадали? Какие сферы экономики могли бы стать приоритетными?

— Экономика и так является базисом любых межгосударственных отношений в современном мире. Что касается приоритетных областей российско-латвийского экономического сотрудничества, то они хорошо известны: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, фармацевтика, туризм, инвестиционное взаимодействие, банковское дело и т.д. В целом, на мой взгляд, двусторонние торговые связи затрагивают практически все сферы латвийской экономики, где имеются достаточно серьезные объемы производства товаров и услуг.

— За несколько последних лет российские инвесторы вложили в латвийскую недвижимость и другие сферы сотни миллионов евро. Что теперь будет с российскими инвестициями?

— Если говорить о российских капиталовложениях в Латвии в общем, то, как я уже отмечал, пока каких-то реальных действий для ухудшения сложившегося инвестиционного климата мы не наблюдаем.

Что же касается т.н. программы «виды на жительство в обмен на инвестиции», то мы обратили внимание и на принятые 8 мая с.г. поправки к Закону «Об иммиграции», в соответствии с которыми с 1 сентября с.г. будет повышен минимальный порог вложений — от 150 до 250 тыс. евро, а минимальная кадастровая стоимость этой недвижимости увеличена с 50 тысяч до 80 тысяч евро. Кроме того, предусмотрено внесение в госбюджет Латвии суммы в размере 5% стоимости купленной недвижимости при первом запросе иностранцем вида на жительство. Безусловно, это сократит число желающих участвовать в инвестициях, особенно за пределами Риги, Юрмалы (там, видимо, они совсем прекратятся). Для экономики Латвии это плюсов не принесет.

— Заморозилось ли взаимодействие Латвии с Россией на внешнеполитическом уровне? Когда оно может возобновиться или стать лучше? Что для этого нужно сделать?

— Взаимодействие на внешнеполитическом уровне сейчас по инициативе Латвии носит ограниченный характер. Когда оно нормализуется? Это произойдет по мере объективного неангажированного осмысления процессов, происходящих на Украине, снятия остроты проблем, возникших в результате вооруженного переворота. В октябре в Латвии завершатся выборы, надеюсь, вместе с ними пройдет и очередной русофобский всплеск. Для нормального развития Латвии альтернативы прагматическому, взаимовыгодному сотрудничеству со своим большим соседом – Россией – нет.

— Уже так сложилось, что мы с Вами разговариваем каждый год. Это превратилось в своего рода традицию. Назовите, пожалуйста, самое позитивное и самое негативное событие, которые случились с момента нашего последнего интервью.

— Если говорить о Латвии, то очевидно, что трагедия в Золитуде, стала наиболее печальным и драматическим событием прошлого года. В контексте мировых событий — ситуация на Украине, ежедневное, непрекращающееся кровопролитие, жертвы среди мирного населения вызывают наибольшую тревогу и в нашем печальном рейтинге находятся на первом месте.

Пожалуй, самое позитивное событие, как для России, так и Латвии – зимние олимпийские игры в Сочи. 1-е место в общекомандном зачете у России, 4 медали у Латвии – весьма достойный результат. Этому светлому, объединяющему празднику спорта будет посвящен и предстоящий прием по случаю Дня России 12 июня с.г., где мы еще раз сможем вспомнить яркие события прошедшей олимпиады – Сочи 2014.

Много позитива принесла нам игра и победа сборной России на чемпионате мира по хоккею, под руководством латвийских тренеров Олега Знарка и Харийса Витолиньша.

— Санкции Евросоюза против России могут обернуться санкциями против Латвии. На Ваш взгляд, какова их цена?

— Если дойдет дело до экономических санкций (во что я не хотел бы верить), то Латвия, в результате их введения ЕС, будет одной из самых пострадавших стран. Цена может выражаться в миллиардах евро, десятках тысяч безработных, сотнях разорившихся предприятий и тысячах латвийцев, уехавших из страны.

— Как Вы полагаете, почему власти ЕС не думают о последствиях для таких небольших членов альянса, как наше государство? Можно ли в дальнейшем рассчитывать на восстановление доверительных и равноправных отношений с Россией?

— Мне кажется, они все-таки думают, поэтому надеюсь, что не будут применять это обоюдоострое оружие. Ни Москва, ни Рига не являются сторонами внутриукраинского противостояния. Проблемы Украины должны решить сами украинцы. Латвия не перестанет быть соседом России. И те издержки, на которые сегодня идет Рига в угоду Вашингтону и Брюсселю, сворачивая отношения с Россией, восполнять со временем будет нелегко.

— В 2014 г. состоялось присоединение Латвии к зоне евро. Что изменилось в фискальных отношениях между Россией и Латвией?

— Оценка состояния общества и экономики, все-таки, прежде всего прерогатива самих жителей Латвии, а также экспертов, занимающихся этими вопросами. Конечно, определенный рост цен ощущается, однако в какой степени в этом «виновато» введение евро, а в каких случаях можно говорить о естественных инфляционных процессах, определить достаточно трудно.

Что касается фискальных отношений России и Латвии, то в них, по моим наблюдениям, существенных изменений не произошло.

— В 2013 г. россияне составляли основу потока туристов, посещающих Латвию. Как Вы думаете, что будет происходить этим летом?

— Действительно, поток туристов из России значителен, в Риге и Юрмале россияне составляют около 30% всех гостей этих городов. Пока, по нашим оценкам, можно ожидать сохранение этой динамики. Более того, Рига вошла в десятку наиболее популярных мест мира, куда россияне ездили отдыхать в 2014 г. на майские праздники. Стоит также отметить, что туристы стали больше тратить в Латвии: если объем турпотока вырос на 4,5%, то количество потраченных ими здесь средств — на 11,5%.

— Что нужно сделать латвийской стороне с учетом нынешней ситуации, чтобы российских туристов в Риге меньше не стало?

— На мой взгляд, Латвия уже зарекомендовала себя привлекательными местами отдыха для россиян. Поэтому основным фактором, который мог бы негативно повлиять на сотрудничество в сфере туризма, наверное, можно считать общий фон отношений. Мы будем способствовать тому, чтобы климат нашего диалога сдвигался в сторону «теплых широт».

13.06.2014 , 14:10

Андрей Шведов , vesti.lv


Написать комментарий

нашему правительству это по барабану!как написаны ноты Америкой так и играют и поют!