Гостевые и приемные семьи – это может каждый?

пресс-фото
пресс-фото
Семьи создаются затем, чтобы продолжался человеческий род, а новое поколение могло добиться того, чего не успело наше, – в это верит каждая семья, в которой растут дети. Однако случается и так: дети родились, а семьи, где они могли бы расти – не находится. Опустим перечисление причин этой драматической ситуации: родители могли отказаться от малыша, могли погибнуть, их могли лишить родительских прав. Но как бы то ни было – ребенок остается один на один с миром.

Конечно, помощь таким детям оказывает государство – насколько оно вообще может помочь: работает Сиротский суд, созданы учреждения, выполняющие функцию детских домов. В Даугавпилсе это детский дом-приют «Приедите» и созданный после войны Дом ребенка в Калкунах. Достигшим совершеннолетия воспитанникам полагается квартира. Есть и другие льготы, которые, впрочем, не могут заменить главного – человеческих отношений в настоящей семье.

Но находятся люди, готовые предложить свою заботу и внимание тем, кто так нуждается в этом. В редакции мы беседуем с Людмилой и Сергеем Моргуновыми – вот уже 10 лет их семья решает важнейшую социальную задачу, принимая участие в воспитании детей, оставшихся без родительской опеки. Семья Моргуновых – многодетная, в ней растут и собственные дети, которые создают естественное окружение детям приемным. Впрочем, на «своих» и «чужих» здесь никого не делят.

Наш разговор – это попытка уяснить накопленный за годы опыт поистине гуманистического подвижничества.

Сиротский суд

История началась, когда у супругов был один свой ребенок, и они решили усыновить (удочерить) еще одного. Как приходят к такому решению? Наверное, у всех свой путь. Для кого-то, как для Людмилы, достаточным резоном оказывается христианская вера, кто-то вообще не может иметь своих детей, и усыновление – единственный путь для построения гармоничной семьи… Сергей полагает, что мало просто жить для себя и зарабатывать деньги – человеку нужна духовная работа.

Так или иначе, но Людмила и Сергей обратились в Сиротский суд. Потому что любая деятельность, связанная с поиском контактов по данной теме проходит именно через Сиротский суд, никто не позволит самостоятельно ездить по специальным учреждениям и собирать информацию. Современный Сиротский суд в Латвии – это целый комплекс услуг. Несмотря на достаточно грозное название тут предоставляют психологическую помощь, помогают подготовиться к выбранному семьей поступку.

Гостевая и приемная семья

Моргуновым в Сиротском суде предложили двигаться к статусу приемной семьи и не спешить с адоптацией (от латинского adoptatio – усыновление). В настоящий момент в Латвии существуют две ступени на пути к окончательному, юридически оформленному принятию в свою семью ребенка, – это гостевые и приемные семьи.

Институт гостевой семьи предполагает участие в воспитании сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по определенным дням: на каникулах, в выходные и праздники или в другое, отдельно оговоренное время. Семья Моргуновых была гостевой семь лет.

Приемная семья – следующий уровень, когда ребенок может жить в семье годами, и отличие от усыновления – только юридическое. Вместе с тем, и гостевая, и приемная семьи – семьи временные, это своеобразные посредники между детским домом и усыновителями. Также нужно добавить, что приемная семья может первой претендовать на адоптацию ребенка, который уже прожил в ней некоторое время и стал фактическим членом семьи.

Юридически свободные дети

«Мне объяснили, что юридически свободных детей, которых можно взять и усыновить, не так и много, – рассказывает Людмила. – Но все детские дома переполнены. После многолетнего опыта я уже понимаю, что бывают разные случаи. Оставленные дети из многодетной семьи, например, не могут разлучаться, если они достаточно большие и у них есть эмоциональная привязанность друг к другу. Взять же сразу двоих-троих – это не каждая семья может себе позволить материально. Кроме того, лишение родительских прав – длительный процесс, и он не всегда заканчивается однозначно: допустим, уехавшую на заработки мать могут впоследствии восстановить в правах на оставленного ею ребенка. Или же человек находится в местах лишения свободы, поэтому «оправданно» не может смотреть за ребенком, и родительских прав его могут лишить только после окончания срока; родитель может заболеть и поэтому не уделять ребенку должного внимания, – вариантов может быть много».

Семья как пример

Главная беда, с которой призваны бороться гостевые и приемные семьи – это социальная отчужденность воспитанников детских домов. По достижении восемнадцатилетнего возраста ребята оказываются в открытом мире без опыта семейной жизни. Они не видели, как это – ходить на работу и за покупками, заботиться о старших членах семьи, преодолевать конфликты. Рано или поздно они пытаются создать прочные отношения, но первая же серьезная ссора разрушает союз, в худшем случае – появляются мысли о суициде. Простое наблюдение за тем, как живет семья, как разрешаются ссоры, как ведется быт, становится чрезвычайно полезным опытом, который часто недооценивают те, кому он дался с рождения, легко и незаметно.

«Большая проблема – смена персонала в детских домах, потому что дети воспринимают работников как родителей, – говорит Людмила. – Уход такого человека для ребенка означает разрыв отношений, очередная потеря… Раньше мы тоже сомневались: можем ли быть хорошей приемной семьей? Ведь кажется, что такие семьи должны быть идеальными. Но даже недостатки семьи имеют воспитательный характер: дети видят, как взрослые справляются с трудностями, и тоже становятся сильнее».

Приемных семей в Латгалии меньше, чем в других частях Латвии, хотя наш регион довольно большой. Моргуновы связывают это с недостаточной осведомленностью людей о существующей проблеме, ведь приемная семья избавляет ребенка от детдома, пока не найдутся новые родители или появится возможность вернуться в свою семью.

Разумеется, все действия должны производиться в максимально щадящей форме: сначала дети знакомятся с новыми родителями, выходят на прогулку – нельзя взять человека и сразу переселить в другую среду. Усыновление, в свою очередь – заключительный шаг; в документах у ребенка будет записано, что новые родители – самые что ни на есть настоящие. И если малыш был адоптирован в раннем возрасте, то новая семья сама будет решать, говорить ли ему об этом. Ребенка старшего возраста нельзя усыновить без его согласия. С обеими сторонами работают психологи; всегда устанавливаются причины, побудившие семью на ответственный шаг.

Приемные семьи проходят обучение за счет государства, в конце сдается государственный экзамен. У семьи должна быть незапятнанная репутация, необходимы постоянный доход и достаточная жилплощадь.

Право на родителей

«Если может восстановиться в правах мама, то лучше отдать маме, – считает Людмила. – Государство мало уделяет внимания именно восстановлению прав, нужно помогать людям выкарабкаться. Есть примеры счастливого возвращения. Нельзя забирать детей из семьи по первой жалобе – нужно наблюдать длительное время, способствовать тому, чтобы семья сохранилась».

У Моргуновых за эти годы жили разные дети. После 6-7 лет детей адоптируют редко, все хотят себе маленького – до двух лет. Приемная семья дает шанс всем. Может ли таких семей быть больше? Людмила и Сергей уверены, что – да. «Человек должен знать, что он кому-то нужен», – считает Сергей.

Наш разговор завершился, и, прощаясь, Людмила протянула листок бумаги с такими словами:

«Каждая мать помнит, как она носила своё дитя под сердцем. Не забыть и ту радость со слезами на глазах от чуда, когда ребенок рождается на свет. Приемные дети тоже рождены – от самого сердца. Принимая такое дитя, вы не теряете, а получаете благословение. В жизни бывают и трудности, но ни с чем не сравнить чувство, когда вас обнимают уже не чужие, как было некогда, а ваши, родные и любимые дети. Да благословит вас Господь и побудит еще многие семьи отозваться на призыв: «Мама и папа, вы скоро за нами придете? Мы вас очень и очень ждем; дайте нам шанс – и мы полюбим вас. Вступитесь и защитите, ведь мы – дети!»

11.07.2015 , 15:10

Руслан Соколов , Газета "Наш Город." (9.07.2015)


Написать комментарий