Энергетический царь

В каком бы виде сегодня ни представал Газпром, сегодня он мощная сила. По-прежнему неэффективная и склонная к скандалам компания обеспечивает газом бывшие советские республики и Центральную Европу почти полностью, а Западную Европу — на 25%

С тех пор как в 2001 году Алексей Миллер стал главой концерна, Газпром увеличил прибыльность с 440 млн. долларов США до 7,5 миллиарда. Через десять лет, говорят руководители концерна, рыночная капитализация Газпрома превысит 1 трлн. долларов. Несмотря на свою должность, Миллер — вторая по значению фигура в Газпроме. Первый номер — 53-летний президент Российской Федерации Владимир Путин.

Равнение на Петра Великого

15 июля в своем родном Санкт-Петербурге Владимир Путин принимает лидеров стран “большой восьмерки”. Темой встречи он определил энергетическую безопасность, вопросы которой волнуют его уже давно. Девять лет назад в запоздалой кандидатской диссертации Путин изложил свои планы по управлению природными богатствами страны. А став в 2000 году преемником Бориса Ельцина на посту президента, он начал укреплять контроль Кремля над самым ценным достоянием России — обширными запасами нефти, газа и других ресурсов. Путин установил контроль над крупными секторами экономики, в том числе автомобильной, авиационной, металлургической и добывающей отраслями. Став генеральным директором корпорации Russia Inc., он создает постсоветскую, пост-ельцинскую супердержаву, мощь которой не в боеголовках, а в сырье.

Особое значение для Путина имеет Газпром — крупнейшая компания страны и жемчужина в короне российской промышленности. В его Совет директоров он провел своих петербургских друзей, в том числе Дмитрия Медведева (одновременно председателя Совета директоров Газпрома и первого вице-премьера), и назначил Миллера, тогда никому не известного технократа с небольшим опытом работы непосредственно в газовой промышленности. В прошлом году правительство заплатило 7,1 млрд. долларов дочерним компаниям Газпрома за 10,7% акций концерна, благодаря чему Кремль получил контрольный пакет. Интерес Путина к энергетике является, вероятно, не только геополитическим; ходят слухи, что в 2008 году, после окончания своего второго срока на посту президента, он сам возглавит Газпром.

Он отрицает какой-либо интерес к этой работе. Однако более чем кто-либо из его предшественников Путин признает важность газовой отрасли. Энергия является основанием главного источника силы Путина — поддержки россиян. Во многом благодаря энергоносителям и умению Путина распоряжаться ими с 2001-го доход на душу населения растет на 29% ежегодно. В нынешних условиях ренационализация российских ресурсов равнозначна восстановлению старой империи и образцом для подражания Путину служит не Сталин, а Петр Великий, чей портрет висит в его кабинете.

Кто кого атакует?

Внешнему миру возрождающаяся Россия представляется сегодня угрожающей и потенциально опасной. С шовинистической кампанией Кремля по усилению контроля над энергетическими компаниями совпало сокращение гражданских свобод, разгром оппозиционных масс-медиа и заключение под стражу или изгнание влиятельных политических соперников. Кратковременное отключение газа Украине прошлой зимой заставило Европу содрогнуться, а Дик Чейни позже заявил в этой связи: “Использование нефти и газа в качестве орудий запугивания и шантажа не служит законным интересам”.

Руководство Газпрома настаивает на том, что в России компания играет исключительно роль быстрорастущего предприятия. “Почему нас атакуют так жестоко и несправедливо? — спрашивает Александр Медведев, зампредседателя правления Газпрома и архитектор амбициозных планов глобальной экспансии компании. — Мы вводим современные методы маркетинга и управления проектами, и не всем это нравится, потому что это конкуренция”. Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики, добавляет: “Наша цель — сделать Газпром мощным международным игроком, уважающим договорные обязательства и уважаемым во всем в мире”.

Жесткая тактика оправдала себя

Жизнь Газпрома и российского бизнеса начала меняться в июне 2000 года с возвышением Владимира Путина. Он ударил по богатым жуликам, обогатившимся при Ельцине. Руководитель Сибнефти Борис Березовский бежал в Англию; самый богатый человек России, шеф ЮКОСа Михаил Ходорковский отправился в тюрьму по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. Кремль расчленил ЮКОС и взял под свой контроль его нефтяное производство. Особенно тревожную реакцию на Западе вызвало жестокое обращение с Ходорковским и показной характер его процесса. Когда появились новости о его аресте, российский фондовый рынок упал на 10%.

Тем не менее путинская тактика оправдала себя. В октябре прошлого года Газпром с помощью банковских кредитов приобрел за 13 млрд. долларов 73% акций Сибнефти. ЮКОС власти демонтировали, проведя закрытый аукцион: в конце концов его основные активы достались государственной компании Роснефть, которая этим летом намерена разместить свои акции на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange): по масштабам это IPO станет одним из крупнейших в истории. Когда олигархов приструнили, компании начали платить налоги, жизненный уровень граждан повысился, и, по словам одного из самых оптимистичных по отношению к России инвесторов, ситуация в стране “из ужасной стала просто плохой”.

Путину придется бороться за имидж

Однако Миллеру — и Путину — предстоит еще немало потрудиться, чтобы восстановить имидж Газпрома на Западе. Подозрительность вызывает, в частности, непрозрачность коммерческих отношений компании с такими странами, как Украина и Туркменистан, а также напористость Газпрома в отношении нефтегазовых проектов. Так, по словам главы Американской торговой палаты в Москве Эндрю Сомерса, он увязывает весьма выгодное соглашение по совместному освоению Штокмановского месторождения в Баренцевом море и поставке добываемого газа в Северную Америку с вступлением России в ВТО (сам Газпром отрицает наличие подобного условия).

Другой пример куда серьезнее: из-за позиции концерна затягивается начало освоения компанией ТНК-ВР (британскому энергетическому гиганту принадлежит половина ее акций) Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири. Представители Газпрома утверждают, что ТНК-ВР не обеспечит потребности жителей региона в голубом топливе. Однако благодаря своему расположению это месторождение идеально подходит для экспортных поставок в Китай, и наблюдатели убеждены, что концерн попросту хочет заполучить его для себя.

“Похоже, русские просто не понимают, как важна репутация, — замечает экономист Клиффорд Гэдди, эксперт по России из Института имени Брукингса. — Им больше никто не доверяет. Никто. Они совершенно не осознают, какой урон им это наносит, и невозможно определить, как долго им придется восстанавливать доверие”. Между тем, по мере того как концерн будет приближаться к воплощению своих глобальных амбиций, его деятельность как никогда будет привлекать всеобщее внимание. Путин превратил Газпром в “публичное лицо” страны, создав в процессе вызывающий страх образ России, вновь обретающей могущество. Через несколько дней на встрече “большой восьмерки” на авансцене перед глазами всего мира окажется уже не Миллер, а сам президент.


Написать комментарий