Латвийские бизнесмены боятся рисковать

форума состоялся “День финансового директора”. В рамках мероприятия обсуждались возможности привлечения инвестиций, в том числе и посредством котировки акций на альтернативной бирже ценных бумаг First North (она была создана специально для развития малого и среднего бизнеса). Правда, пока ни одно предприятие не участвует в котировке.

Причина в том, что латвийские предприниматели очень осторожно относятся ко всему новому и предпочитают не рисковать. Об этом “Телеграфу” рассказал эксперт и совладелец консультационной компании Eventus Partners Сандрис РУГУМС.

Потолок для бизнеса

— Эксперты говорят о том, что латвийские предприятия — довольно пассивные инвесторы. Вы согласны?

— Да, латвийские бизнесмены действительно лучше продадут предприятие, чем подумают над тем, как увеличить его доходность. Например, компания на рынке уже 10 лет и достигла определенного уровня, скажем, оборота 10 миллионов латов и прибыли в один миллион. Все. Предпринимателям кажется, что они достигли потолка своих возможностей, поэтому пора отправляться на пенсию. Плюс какие-то эмоциональные вещи — семья, возраст, смена приоритетов в жизни. Но это все личные факторы, которые невозможно контролировать.

Мы как инвестиционные банкиры думаем иначе. Нельзя останавливаться на полпути. Ведь можно найти способы, чтобы увеличить оборот до 20—30 миллионов латов. Но для этого необходимо рисковать, быть агрессивным и использовать правильный набор финансовых инструментов.

Составляющие успеха

— Вернемся к вопросу о финансовых инструментах. Какие из них наиболее востребованы со стороны малых и средних предприятий?

— Последние пять лет предприниматели использовали в качестве источника денег банки. Это был самый легкий путь — пойти к своему банкиру и взять кредит. Но сегодня банки ужесточают правила получения займов.

Между тем остается очень много финансовых инструментов: рисковый капитал (когда вкладывают деньги в долю, помогают развивать предприятие, а потом продают стратегическому инвестору), котировка на бирже, в том числе и на альтернативном рынке ценных бумаг, субординированный заем (средства выдают специализированные фонды для быстрого роста предприятия, при этом не требуется крупный залог), конвертируемый заем (средства выдаются на краткий срок на конкретный проект; впоследствии компанию продают или становятся ее акционером) и другие.

Какие из них использовать, зависит от многих факторов: размеров компании, ее кредитной истории, прогнозов развития, специфики отрасли и других. Правильная комбинация финансовых инструментов, хороший бизнес-план, грамотный менеджмент плюс активные действия и здоровый риск — это составляющие успеха.

Невыгодная недвижимость

— Тем не менее банкиры говорят, что в последнее время они, наоборот, очень заинтересованы именно в производственных кредитах, которые идут на развитие предприятия…

— Ужесточение правил банков состоит в том, что раньше под проект, скажем, на миллион латов выдавали 80—85% от необходимой суммы, остальные 15—20% предприниматель должен был оплачивать сам. Теперь же банк требует от клиента уже 30% и сам, соответственно, выдает меньшую сумму. Особо сложно приходится малым и средним предприятиям, у которых, как показывает практика, наличными такой суммы нет.

— Раньше удачным вложением считались сделки с недвижимостью. Но теперь рынок недвижимости постепенно остывает. Изменились ли тенденции?

— В краткосрочной перспективе, конечно, вложения в недвижимость — больше не прибыльное занятие, так как нет необходимой ликвидности. Но тем игрокам, которые играют в долгосрочной перспективе, снижение цен только на руку. Сейчас у нас не рынок продавцов, а рынок покупателей. Ликвидность сделок с недвижимостью низкая, спекулянты и те, кто не имеет возможности выплачивать проценты по кредиту, стараются избавиться от недвижимости. Логично, что цены будут снижаться.

Но не нужно ограничиваться только Латвией, необходимо смотреть глобальнее. Есть инвесторы, которые считают, что зарабатывать 20% годовых на инвестициях — это уже отлично. А есть те, кому нужны 50 и даже 100% прибыли. От сделок с недвижимостью такую отдачу сейчас можно получить только в других странах, например, в Сербии, Черногории… В Латвии такой большой отдачи уже не стоит ждать.

— А что для Латвии на данный момент является перспективным?

— Одним из выгодных направлений является консолидация отрасли, то есть скупка конкурентов, для создания большой платформы. В этом случае вложения в крупные проекты могут достигнуть отдачи в размере 50—100%. Но опять же, чтобы этого добиться, необходимо использовать правильные финансовые инструменты.

Биржа для маленьких и средних

— Альтернативный рынок ценных бумаг First North открыли совсем недавно — 1 июня. Что сейчас там происходит?

— Пока биржа не работает. Но это логично. Это новый продукт, и должно пройти какое-то время, чтобы его внедрить. Сейчас ведутся переговоры с 10 предприятиями среднего уровня, интерес со стороны бизнесменов есть. Просто в силу своего менталитета мы очень осторожно знакомимся и осваиваем новые вещи.

Что касается нашей компании, то мы планируем ежегодно выпускать на эту биржу по два предприятия. О планах остальных консультантов ничего сказать не могу (на альтернативном рынке ценных бумаг работают еще два сертифицированных консультанта. В октябре ими стали SEB Enskilda и Deloitte Latvia. — О.П.).

— Почему только по два?

— Биржа предназначена для тех, кто готов рисковать, агрессивно работать, перекупать конкурентов и стремительно развиваться. Таким образом, нам необходимо из всех потенциальных участников найти именно таких.

— Когда, по вашим прогнозам, первые предприятия станут участниками First North?

— Предположительно, в марте-апреле следующего года. Предприятиям необходимо закончить год, сделать годовой отчет и оформить процесс продажи.

— А из какой отрасли будут эти предприятия?

— Это пищевая отрасль.

Из рабочего — в работодателя

— Плох тот наемный работник, который не мечтает стать совладельцем своего предприятия. Есть какие-то положительные примеры такой метаморфозы?

— Если принято решение продать бизнес, то необязательно покупателем должен стать стратегический инвестор. Ими могут стать и работники. Это называется Managment by out (акционером становится менеджер предприятия) и Managment by in (акционером становится менеджер из другой компании в той же отрасли).

В качестве примера могу привести сделку, которая произошла при нашем посредничестве, — в этом году владельцами полиграфического предприятия Krauklitis стали два его директора — по развитию и маркетингу. Такая модель очень распространена за рубежом. Похожая модель продажи сейчас примеряется и для Lattelecom.

— Да, но опрос предпринимателей, который проводил Телеграф, показал, что не многие предприятия, готовы пойти по стопам Lattelecom…

— Эта модель, называемая Managment and staff by out, распространена в больших компаниях и предполагает достаточно большой риск. Думаю, что ее непопулярность связана с нежеланием рисковать. Предприниматель тем и отличается от хорошего менеджера, что он готов идти на высокий риск. Работник, в свою очередь, хочет стабильную работу, хорошую зарплату и социальные гарантии. И все эти вещи нужны в долгосрочной перспективе. То есть он хочет быть уверен в завтрашнем дне. Плюс нехватка знаний.

Я бы больше рассматривал Managment and staff by out как опцию для мотивации удержать работников на конкретном предприятии, нежели возможность получения ими власти принимать стратегические решения.

— Инфляция растет, производственные издержки тоже. Как определить, выживет ли компания?

— Выживут те, чей рост превышает средний уровень роста отрасли. Например, рост отрасли составляет 20% в год. Значит, те, кто растет параллельно или рост ниже этих 20%, — неконкурентоспособны, так как работают неэффективно. Бизнес идет вниз, и для того, чтобы предприятие удержалось на плаву, необходимо произвести какие-то кардинальные изменения.

Если же рост предприятия выше среднеотраслевого, то понятно, что эта компания обладает каким-то ноу-хау плюс хорошим менеджментом. То есть они агрессивнее продают, рискуют, больше вкладывают в маркетинг, повышение качества продукта и другие мероприятия. За такими будущее.


http://www.novonews.lv/news/2007/11/05/business/028366.html