Нацменьшинства снова пожаловались Европе

В понедельник 20 мая в Риге прошел круглый стол, организованный Европейской комиссией против расизма и нетерпимости (ECRI). Главной особенностью этого мероприятия стало почти полное отсутствие представителей прессы. Похоже, чиновники решили сделать все, чтобы о проходящей конференции не узнал никто. И это им почти удалось.

А в МИДе — тишина

Несмотря на наличие информации о предстоящем в Риге круглом столе на официальном сайте Европейской комиссии против расизма и нетерпимости, в пресс-службе МИДа “Телеграфу” сообщили, что даже не слышали о таком мероприятии. Политолог Нил Муйжниекс пытался отдуваться за всех, заявив: “Я надеюсь, что пресса еще будет. Она приглашена”. Однако журналисты так и не появились. За ходом дискуссии наблюдали только вездесущие представители информационного агентства LETA и одинокий журналист Телеграфа, попавший сюда не благодаря, а вопреки стараниям властей. В этой связи немного трагикомично прозвучал вопрос представителя портала Dialogi.lv Анны Строй: “Почему среди нас нет прессы? Почему тут не сидят редактора газет, нет телевидения? Ведь если они не расскажут о нас, то наше послание не будет услышано”.

Неудобная правда о Латвии

Впрочем, в подобном поведении представителей власти нет ничего удивительного. Потому что речь на круглом столе ECRI шла о расизме и дискриминации в Латвии. А вопросы языковой дискриминации, положения цыган, антисемитские высказывания латвийских политиков, нападения скинхедов на чернокожих и попытки ассимиляции русскоязычных никогда не были приоритетом у нашей политической элиты.

А именно все эти темы были отражены в докладе Европейской комиссии против расизма и нетерпимости по Латвии, с которыми ознакомила собравшихся председатель ECRI, датский профессор Ева Смит Амуссен.

Вот лишь некоторые факты. В Латвии происходят систематические нарушения прав цыган, 40% русскоязычных не имеют гражданства, латышский язык превратился в главный фактор дискриминации людей на рабочем месте, наблюдается нежелание позволить национальным меньшинствам сохранить их культуру и идентичность, двуязычие прессы усиливает раскол в обществе, а также растет число экстремистских речей и выпадов.

И это лишь часть того, о чем говорила Амуссен. Особо она отметила нежелание сотрудников полиции реагировать на проявление расизма. “Если ты собираешься ехать в страну, где не можешь доверять полиции, то, скорее всего, откажешься от поездки. Но если ты не можешь доверять ей в своей стране, то это уже очень серьезно”, — заявила председатель ECRI.

Русскоязычных не существует

Как только прозвучали последние слова датского профессора, тут же было поставлено под сомнение само существование русскоязычных в Латвии. На том основании, что почти все в Латвии знают русский язык и он не может быть критерием вычленения социальной группы. Однако госпожа Амуссен сразу расставила точки над i, пояснив, что речь идет о людях, считающих русский язык родным.

Впрочем, русский вопрос хоть и привлек основное внимание участников конференции, все же не был единственным. Мария Голубева из центра общественной политики PROVIDUS привела топ нетолерантности латвийских газет, в котором лидировали Вести Сегодня и Latvijas Avīze. Директор Латвийского правозащитного центра Илзе Брандс-Кехрис заявила о необходимости прояснять термин “полная интеграция нацменьшинств”, рассказала о тенденциях роста числа приезжих и высказалась о неправильности методов защиты госязыка. Представитель цыганской общины Анатолий Березовский и Джордж Стил из общества Afrolat подняли тему уличных нападений на цыган и чернокожих латвийцев.

Но самым внушительным по числу претензий оказалось выступление представителя еврейской общины, профессора Лео Дрибинса. Он заявил о росте антисемитизма в Латвии и в качестве примера привел книгу “Эшафот” известного адвоката Андриса Грутупса, не только откровенно антисемитскую, но и полученную некоторыми школами от автора в подарок. Также профессор познакомил присутствующих с издательской деятельностью национал-радикала Леонарда Инкинса и антисемитскими высказываниями неонациста Виктора Бирзы, подкрепив свою речь наглядными материалами в виде газетных вырезок и перепечатанных антисемитских карикатур времен немецкой оккупации.

В общем, полезного для правозащитников и прессы было много. Вот только что изменится в обществе, если обо всех проблемах дискриминации латвийские власти не хотят даже слышать?

Есть ли в Латвии расизм и дискриминация?

Мария ГОЛУБЕВА, аналитик Центра общественной политики PROVIDUS:

— Я думаю, что проблема дискриминации в Латвии достаточно актуальна, особенно непрямой или скрытой. Тема расизма становится все актуальнее. Это связано с тем, что в стране появляется больше людей, которые приехали из стран с другими культурами. Кроме того, в современном понимании расизм — это также и этнические предрассудки. А они в Латвии существуют даже между двумя наиболее крупными народами, не говоря уже об отношении к малым этническим группам. К ним еще более негативное отношение. На все это очень влияет пресса. Ведь то, что сказал политик с трибуны, завтра забудется. Но если это накапливается, аккумулируется в газетах, где журналисты воспроизводят какие-то клише либо просто несправедливые по отношению к какой-то группе мнения, то, конечно, это оказывает воздействие на все общество.

Кристофер ЭДЖУБО, председатель правления общества Afrolat:

— Всем известно, что проблема расизма очень актуальна. Именно поэтому мы и участвуем в круглом столе. В последнее время в Латвии увеличивается количество нападений на людей с другим цветом кожи. Это происходит на улицах. Особенно сейчас распространено нападение на детей, что очень страшно. Доходит до того, что дети, которые ходят в школу, боятся выходить на улицу. То, что число таких случаев незначительно в сравнении с другими странами, для нас ничего не означает. Все равно это проблема. Если вы посмотрите опросы общественного мнения о том, сколько людей готовы работать или жить рядом с чернокожим, то вы обнаружите большое количество людей, которые не хотели бы этого. Они потенциально готовы дискриминировать людей из-за цвета кожи. Есть много толерантных людей, но все-таки результат такого опроса очень пугает.

Лео ДРИБИНС, профессор Латвийского университета, представитель еврейской общины:

— Латвия не антисемитская страна, и общий настрой совсем не антисемитский. Но есть отдельные люди, группы, печатные издания, интернет-порталы, которые публикуют антисемитские материалы. Иногда очень ядовитые. Почему это происходит? Причин несколько. В одном случае спонсор желает, чтобы был антисемитский материал. В другом издатель — фанатичный антисемит. Человек тоталитарного, даже расового мышления скрывает свои взгляды до поры до времени, а получив возможность, открыто высказывает свою точку зрения. Конечно, это очень опасно. Еврейская община пострадала во время Второй мировой войны, и здесь, в Латвии, был один из первых полигонов Холокоста. Здесь испробовали тактику тотального уничтожения евреев. Поэтому еврейское население Латвии очень остро, болезненно воспринимает любой случай рецидива антисемитизма.

Анатолий БЕРЕЗОВСКИЙ, председатель правления цыганского общества Nevo Drom:

— Проблема довольно актуальна. Но мы над ней работаем очень интенсивно, с помощью Секретариата интеграции, Полиции безопасности и омбудсмена. С этими структурами наша община сотрудничает. В последние две недели ничего не произошло. Перед этим были инциденты со скинхедами. Полиция безопасности нас информирует о таких случаях, и община находит этих людей, убеждает потерпевших написать заявления в полицию. Со стороны государства дискриминация тоже присутствует, есть она и со стороны работодателей. Это было всегда, при любом строе, и, наверное, будет и в будущем. Отличие цвета кожи нам дают понять уже со школьных лет.

http://www.novonews.lv/news/2008/05/21/latvia/038467.html


Написать комментарий