Кто подарит маму?

Фото автора
Фото автора
Спортсменки из баскетбольной команды DU/Swedbank и представители этого банка подарили детям из даугавпилсского приюта "Приедите" 50 мячей.

Доброта не исчезла, и находятся люди, которые готовы помочь не ради того, чтобы получить голоса избирателей, а просто так. Девушки-баскетболистки рассказали ребятам, как это здорово – заниматься спортом, показали некоторые приемы и сразу вовлекли многих в игру. А на прощание пригласили посмотреть на соревнования.

Как рассказал директор “Приедите” Валерий Иванов, такая бескорыстная помощь – совсем не редкость. С мячами дети будут играть на многофункциональной площадке, которую оборудовали сотрудники американского посольства в Латвии. А ремонт игровой комнаты помогло осуществить Генеральное консульство Российской Федерации в Даугавпилсе. Недавно позвонили бизнесмены из Риги и спросили: “Вашим детям компьютеры нужны?” Привезли и установили в каждой комнате, где живут дети, оргтехнику. Почему они это сделали? Да просто так, чтобы поделиться с другими тем, что у тебя есть.

Вот только самого главного эти дети лишены – любящей мамы, семьи. В “Приедите” – 72 воспитанника, сюда поступают малыши начиная с двух лет. И у многих формально родители есть, только права их на детей приостановлены решением сиротского суда. Страшный парадокс нашего времени: сироты находятся в выигрышном положении по сравнению с теми, у кого мамы и папы есть, но только не слишком заботятся о своих отпрысках. На банковском счету сирот накапливается пенсия за потерю кормильца, им положено жилье, наконец, их могут усыновить хорошие люди. Если же у ребенка имеется, например, сильно пьющая мамаша, то по нашим законам после совершеннолетия он к ней и вернется, получив небольшое пособие. Увы, зачастую это заканчивается тем, что дети повторяют судьбу родителей.

Еще год назад представители социальной службы говорили о том, что скоро подобные учреждения, как и детские дома, исчезнут, все беспризорники, как в других европейских странах, будут помещаться в приемные семьи. Уже шла речь о закрытии одного из двух даугавпилсских приютов – “Аусеклитиса”. Один его корпус действительно пустует, а вот второй продолжает действовать.

- Сокращается ли число детей, оставшихся без опеки родителей или других родственников?

- По нашим данным, оно даже растет. В 2007 году у нас действительно было наибольшее количество детей, которые покинули “Приедите”, – рассказывает директор Валерий Иванов. – Некоторые просто достигли 18 лет, другие были усыновлены, нашлись опекуны. Были и случаи, когда сиротский суд решил вернуть детей в собственную семью. Правда, некоторых спустя пару месяцев пришлось снова срочно забирать. В том же году к нам поступили 42 новеньких. Примерно такая же тенденция сохранялась и два следующих года. А в новом году, боюсь, все будет значительно хуже. У нас уже были случаи, когда детей приводили родители со словами: “Возьмите на время, приходится уезжать на заработки и ребят оставить не на кого”. Объясняем, что дети к нам попадают только по решению органов опеки. И не знаю, какой выход нашли эти люди, не сломались ли они.

- Приют существует уже 12 лет. Вы видите разницу между детьми, которых тогда привозили буквально с улиц, и теми, кто поступает к вам сейчас?

- В 1997 году первые двадцать человек поступили к нам из переполненного детприемника для малолетних правонарушителей. Полиция приходила к нам почти каждый день, то разбираясь с прошлыми делами, то подозревая наших ребят в новых. Было очень трудно вернуть их к нормальной жизни, приучить к ответственности. Но в чем-то было легче. Это были дети, которые в большинстве своем родились и начало жизни провели в нормальных условиях, а потом, во время общественных катаклизмов, оказались без присмотра. Да, трудные, но сообразительные, энергичные. Сейчас все чаще к нам попадают малыши, у которых родители еще до их рождения стали алкоголиками, наркоманами. И, к сожалению, грехи родителей тяжело отразились на здоровье детей. В прошлом году, например, только один ребенок пошел в первый класс, другие его сверстники нуждаются в особом обучении для детей с различными нарушениями. Каждая история такого ребенка – это трагедия. К великому сожалению, я не вижу, чтобы этой беды в нашем обществе стало меньше.

Светлана Гартованова


Написать комментарий