Все страхи едока

Бензопирен в шпротах ликвидирован как класс.

“Мы обеспечиваем контроль продуктов от поля до стола”, — заявил на подкомиссии сейма по здоровью глава департамента продовольственного надзора Эрнестс Завадскис. Или от моря — ведь только что г–н Завадскис вернулся из Азербайджана, где убеждал коллег в безопасности латвийской рыбной продукции.

По словам главного контролера латвийских продуктов, каждый год сокращается число не соответствующих стандартам качества производств. Так, в прошлом году таковых было обнаружено 55 из 25 тысяч проконтролированных департаментом. “Исторической” назвал Э. Завадскис проблему канцерогенного вещества бензопирен в шпротах. В России на него предельные нормы: в пять раз выше, чем в ЕС. Но, как отметил Э. Завадскис, с суверенным правом страны устанавливать собственные стандарты надо считаться. Кстати, в РФ экспорт ведет всего 60 латвийских пищевых предприятий, что само по себе показательно…

Продукция, производимая в странах ЕС, подвергается контролю так же, как и наша. Порой приходится сталкиваться с продукцией третьих стран — к примеру, с вредными орехами из Ирана, которые могли выйти на латвийский рынок под европейской маркой. С литовской фирмой, в чьих молочных продуктах было обнаружено повышенное содержание антибиотиков, проводили индивидуальную работу.

Депутат Андрей Клементьев поинтересовался, контролируются ли ведомством энергетические напитки, влияющие на детей и беременных женщин. Не стоит ли их ограничить? “В этих напитках присутствуют стимулянты, а алкоголь — депрессант, и при их соединении человек становится неадекватным”, — подтвердил парламентарий–нарколог Янис Страздиньш. “Как только мы получаем претензии от торговцев, не говоря уже о потребителях, проводим перерегистрацию и вменяем в обязанность перемаркировать продукцию”, — сказал на это Э. Завадскис. Но в то же время департамент не может проверить, как смешиваются легально купленные в магазине жидкости — тут уже необходима просветительская работа…

Представителя Jaunais laiks Силвию Бендрате интересовали качество питьевой воды (постояв, становится мутной), наличие в продуктах генетически модифицированных организмов, а также санкции к нарушителям. Выяснилось, что департамент проводит мониторинг воды на пищевых предприятиях и там особых проблем нет (разве что повышенное содержание железа), с бактериальным фоном тоже в целом нормально. Что же до ГМО, то они неидентифицированными не проползут — есть специальная система раннего предупреждения. Что до наказаний — 1791 раз была изъята продукция, 1636 раз наложен денежный штраф (на общую сумму свыше 112 тысяч латов), а 31 предприятие было вовсе закрыто. При этом Э. Завадскис полагает, что департамент никого специально не терроризирует.

Ваш же автор обратил внимание руководителя департамента продовольственного контроля на массовое наличие в крупных торговых сетях порченных фруктов и овощей. Выяснилось, однако, что ЕС отменил большинство стандартов на растительную продукцию. “У нас ограниченные ресурсы, и мы в первую очередь следим за вредными веществами, а не за свежестью”, — ответил на это Э. Завадскис. Причем главным образом продуктов животного происхождения. Впрочем, бывает, и по “вегетарианской” части наказывают. И не только импорт. Так, изъяли партию латвийской морковки. А всем, кто увидит некачественные продукты, глава департамента рекомендует звонить по телефону доверия 27027402.


Написать комментарий