Чем жареные факты отзываются

Ну и дела! Оказывается, чтобы стать популярным и буквально влететь в политику, достаточно громко заявить о коррупции в высших эшелонах власти да привести пару жареных фактов. И все потому, что якобы приоткрылись тайны политического и чиновничьего закулисья, которые таковыми на самом деле не являются.

Три года назад собравшиеся у здания Сейма экзальтированные дамы едва не утопили в цветах отправленного в отставку руководителя KNAB Алексея Лоскутова. Дескать, раз его прессуют, значит, кого-то он сильно прижал. И никто не задумался, кого он разоблачил и сколько громких дел довел до логического конца.

Оставив KNAB и одновременно приобретя образ гонимого борца с коррупцией, Лоскутов подался в политику. И где он сейчас? Прозябает в приютившем его “Обществе за другую политику”, и какое место будет ему отведено в предвыборном списке “Единства”, куда влилось ОДП, неизвестно.

А сколько очков набрала главный ревизор Ингуна Судраба, оглашая результаты проверок, в результате которых были вскрыты прямо-таки зверские аппетиты политиков! Но что-то не припомню, чтобы хотя бы одно разоблачение получило продолжение в прокуратуре или суде. Тем не менее партии не преминули ей сделать предложение баллотироваться в Сейм по их списку.

Теперь вот г-жа Яунземе-Гренде сделала громкое заявление о “гонораре” в 60 тысячах латов за принятие в Сейме нужного решения. И вот вам очередная героиня-разоблачительница! И если она захочет идти в политику, пройдет в Сейм на ура.

Таинственный Neo, лидер столь же таинственной 4ATA, опубликовавший данные о зарплатах государственных и муниципальных чиновников, за пару месяцев стал так популярен, что его именем называют коктейли. Появись он на публике, его, наверное, как и Лоскутова, забросали бы цветами.

Наше государство настолько погрязло в коррупции, что любой озвученный факт лишь подтверждает, что здесь все продается и все покупается. А тот, кто об этом заговорит, тут же зачисляется в народные герои.

А ведь практически все факты были известны, они не являются, по крайней мере не должны быть, секретными. Они есть в декларациях, представляемых в СГД. Но собранные воедино, они поражают масштабностью лихоимства и заставляют думать о бессилии или нежелании государства покончить с проблемой коррупции и разграбления казны. Во всяком случае, Сейм на приведенные разоблачителями факты не реагирует никак. Он не потребовал от правительства прекратить порочную практику премирования, не настоял на поправках в законы, которые бы ограничили чиновничьи аппетиты. Не занялся вплотную антикоррупционным законодательством. Ему это не надо, потому что любая инициатива в этих вопросах обязательно затронет финансовые интересы депутатов.

Сейчас некоторые склонны полагать, что скандальное голосование по кандидатуре на пост генпрокурора стало местью г-ну Майзитису за начало ряда громких проверок: дело о цифровом телевидении; дело Айварса Лембергса; “Перерасход лимитов предвыборного финансирования” (по данным KNAB, Народная партия должна вернуть в казну более миллиона латов); законность национализации Parex banka. Так прокуратура и раньше занималась громкими делами. О многих уже все подзабыли, не дождавшись их разрешения, как, например, о давнем деле о трех миллионах или о менее давнем – о взятках в Рижской думе. Дошедшие же до суда коррупционные дела нередко заканчивались либо символическим наказанием, либо условным сроком.

Тем не менее после скандального голосования г-н Майзитис обрел статус гонимого борца с коррупцией. И какая-нибудь партия наверняка уже думает сделать его паровозом. Думаю, “Единство” вполне может пригласить его в свои ряды, ведь объединение создавалось под лозунгом войны с олигархами, они-то, мол, и являются у нас главными “подкупщиками” неподкупной политической братии.

15 лет назад депутат Сейма Дайнис Турлайс сказал: “В Латвии есть только одна вещь, которую нужно скрывать, – это наша глупость”. Эти слова политик адресовал своим коллегам-депутатам. Но уверен, что относятся они ко всем нам. Ведь что может быть глупее, чем попасться на громкие заявления, поверить обещаниям изменить ситуацию в стране, а потом в очередной раз оказываться у разбитого корыта.

В стране нужно менять всю обанкротившуюся политическую систему. Но что-то я не нахожу среди приготовившихся к очередному старту в Сейм не только способных, но и желающих такими переменами заниматься.

Анатолий КАМЕНЕВ


Написать комментарий