Патриотизм как маркетинговый трюк 1

Фото автора.
Фото автора.
В ситуации экономического кризиса жители Латвии проявляют удивительный патриотизм и стараются покупать преимущественно местную продукцию.

Однако, как удалось выяснить “Часу”, далеко не все милые сердцу местные бренды произведены в Латвии. При детальном исследовании этикеток местной продукции выяснилось, что она производится где угодно – в Чехии, Словакии, Литве, Эстонии, Польше. Только не в Латвии. Почему производство даже таких традиционно латвийских продуктов, как колбаса и пиво, переносят в другие страны? Как потребитель может избежать обмана и как помочь латом именно местному производителю?

Где на самом деле производят “сделано в Латвии” и почему?

Продукты-оборотни

Полезно смотреть на штрихкод. Первые три цифры – код страны-производителя. Код Латвии – 475. Если на продукте со знакомым латвийским брендом стоят другие цифры, значит, он, к сожалению, был произведен в другой стране. Там же были заплачены и налоги, и рабочие той страны получили зарплату за работу, которую должны были делать местные. Почему же наши предприятия заказывают даже самую простую пищевую продукцию в других странах, а не производят сами?

“Это сложный вопрос. Очевидно, тут играет роль величина партии, наличие в Латвии соответствующего производства и оборудования, а также налоги и цена рабочей силы. Это одно из последствий глобализации, а также увеличения налогов”, – считает руководитель Ассоциации торговцев Хенрик Данусевич.

“Час” прошелся по магазинам и поискал на полках продукты-оборотни, а потом позвонил их производителям и поинтересовался: почему все эти продукты нельзя было сделать у нас?
Ветчина с акцентом

Первый продукт-оборотень привлек нас симпатичным латышским названием Veca Muiza – аппетитные ломтики ветчины в целлофане выглядели крайне привлекательно, к тому же и цена не была слишком высокой. Мы собрались взять с полки пакетик, чтобы поддержать загибающегося от недостатка евроденег латвийского крестьянина, однако не вышло: выяснилось, что патриотически названная ветчина произведена в Литве. Об этом четко говорит и начало штрихкода – 477, и надпись UAB Klaipedos mesine. Мы решили больше не экспериментировать и взять проверенный бренд – Rigas Miesnieks. Однако “пикантное салями” крупнейшего нашего мясокомбината тоже таило в себе сюрприз – штрихкод 590. Польша. Оказывается, в Латвии уже и колбасу производить невыгодно. Может быть, это просто пробная партия? Мы решили проверить и взяли с полок еще один продукт Рижского мясокомбината – говяжью ветчину. Но и тут разочарование код 474. Произведено по заказу Rigas Miesnieks в Раквере, Эстония.

С вопросом, почему, собственно под брендом Rigas Miesnieks продается польская и эстонская колбаса, мы обратились к маркетинговому директору предприятия Юлиане Юшкевиче.
“Rigas Miesnieks с 1998 года входит в концерн HCScan, и это совершенно нормально для улучшения эффективности производства и сокращения расходов, а также учитывая накопленный опыт, знания, имеющееся оборудование и специалистов. Отделения фабрики специализируются на определенных группах или наименованиях продуктов. Например, в группу входит предприятие “Таллегг”, специализирующееся на курином мясе и изделиях из него, в то же время специализация Rigas Miesnieks и Rakvere Lihakombinaat – изделия из свинины. Фабрика, где произведен тот или иной продукт, всегда указана на упаковке, т. е. информация абсолютно доступна потребителям", – сообщила “Часу” представитель мясокомбината.
Она также отметила, что сейчас производство выпускает около 140 наименований мясной продукции, которая в том числе и экспортируется.

Пиво и мороженое – тоже не местное

Затем мы отправились к стендам с пивом. Среди множества брендов мы выбрали самое проверенное – Aldaris Luksus и Zelta. Две пивные баночки содержали в себе по поллитра прохладного пенного напитка, который оказался очень кстати жарким вечером. Однако и тут нас ждало жестокое разочарование. Маленькие надписи на баночках гласили, что сделано наше пиво либо на заводе Saku OU в Эстонии, либо на Svyturis-Utena в Литве. Да что за дела такие?

С этим вопросом мы обратились к специалисту по общественным отношениям Aldaris Лауре Крастине.

“Действительно, баночное пиво производится в Литве и Эстонии, так как в Риге у нас нет цеха для упаковки алюминиевых банок. Пиво в банках ничем не отличается от рижского, так как оно производится по нашей сертифицированной технологии. Зато все бутылочное пиво производится у нас. Кроме того, мы экспортируем в Литву и Эстонию все, что у них продается в пластиковых бутылках”, – сообщила нам представитель Aldaris.

Аналогичное происхождение и у другого латвийского бренда – Lacplesis. Банки с этим пивом тоже изготавливаются в Литве и Польше.

“Само пиво изготавливается на заводе в Лиепае. А вот разливают его на других производствах материнской компании Royal Unibrew – в Литве и Польше, где оборудованы отличные разливочные цеха, работающие с алюминиевыми банками”, – сообщил “Часу” генеральный директор группы Cido Мариус Кирстукас.

Еще один продукт с пафосно патриотическим названием Ulmanlaiku kvass, судя по этикетке, разлит в Белоруссии.

Чтобы охладить эмоции (за державу обидно), мы решили поесть мороженого. Наш выбор пал на пломбирный конус Ekselence и “гамбургер” из мороженого и печенья Goal!, которые производит Рижский молочный комбинат. И тут нас ждало тотальное разочарование – конус оказался произведенным в Словении, а “гамбургер” – в Чехии, по заказу РПК.
С недоумением, почему же даже мороженое нельзя сделать у нас, мы обратились к представителю РПК Лиге Римшевице.

“Что касается конусов Ekselence, то это была пробная партия, которую мы заказали в Словении. Просто не успели к началу жаркого сезона. В дальнейшем мы намерены производить это мороженое в Риге. В свою очередь у нас нет оборудования для производства Goal!, и поэтому мы и впредь будем заказывать этот вид мороженого в Чехии”, – сообщила “Часу” представительная РПК.

От нашего ложки зеленеют…

“Одна из причин, по которой производители заказывают продукцию в других странах, является рискованность инвестиций в расширение производства в Латвии. Поэтому для расширения своего ассортимента в Латвии они делают заказы на определенные продукты как в Латвии, так и за рубежом. В качестве еще одной причины можно упомянуть то, что за границей могут предложить более низкую цену. К примеру, в странах, где растут клубника или шампиньоны, есть и налаженные перерабатывающие производства, которые могут предлагать конкурентоспособные цены и высокое качество. В тех местах, где развита индустрия, единица товара получается качественной и дешевой. В свою очередь перевозка той же клубники для переработки в Латвии обойдется производителю намного дороже, чем ее переработка на месте”, – пояснила “Часу” руководитель центра сельскохозяйственного развития Латвийского института аграрной экономики Ингуна Гулбе.

По ее мнению, многие нелатвийские предприятия сейчас уловили тенденцию рынка – латвийцы покупают латвийское. Сообразно с этим и подстраивают маркетинг своей продукции под особенности рынка. Так и появляются “с виду латвийские” продукты, сделанные в Литве и Эстонии.
Единственный способ выбрать стопроцентно латвийский продукт, это брать с полок товары, маркированные “зеленой ложкой”. Этот знак специально был разработан для того, чтобы отвечать национальной схеме качества продовольствия.


Темы: ,
Написать комментарий

V Latvii net mestnih produktov, no estj mestnie chinovniki,kotorie kontrolirujut eti mestnie produkti - paradoks