Мозги на вылет?

Только 13% молодежи твердо связывают свое будущее с Латвией

Таковы результаты недавнего опроса “Карьерные перспективы молодежи — Латвия или другие страны?”, проведенного рижским отделением ЗаПЧЕЛ. Однако, несмотря на ужасающие цифры, не все еще потеряно: только 42% опрошенных выразили твердое намерение уехать, а 45% хотя уже определились со страной отъезда, но при наличии определенных условий согласны остаться на родине. Что это за условия?

На первом месте — работа по специальности, причем высокооплачиваемая. Очень важный показатель, учитывая, что средний возраст опрашиваемых — 19,8 года, а цели отъезда — работа и получение образования. Интересно, что более категоричны в своем решении покинуть Латвию школьники старших классов. Из стран ЕС наибольшей популярностью пользуется Англия — 46,8% опрошенных планируют уехать туда.

Результаты опросы побудили “пчел” провести дискуссию на такую же тему. Символично, что она прошла в Рижской коммерческой гимназии — престижной латышской школе, которую собираются в этом году ликвидировать. Причем школьники попытались связаться с соотечественниками в Англии, работающими в разных сферах. В основном это обслуживающий персонал — горничные, уборщики, охранники. Оказалось, что не у всех есть возможность выйти на связь даже в воскресенье — вкалывают с утра до ночи.

Удалось пообщаться лишь с нашим соотечественником Александром, который в Англии устроился как раз неплохо. Это, конечно, нетипичный пример, но его мнение было для ребят важным. Вопросов к нему было много, но главные: почему лучше жить и работать в Англии и с какими трудностями там сталкиваются наши соотечественниками? И Александр, и директор недавно закрытого в Риге центра защиты прав детей Янис Гулбис, присутствовавший на дискуссии как эксперт, выявили причину бешеной привлекательности этой страны: высокий уровень социально–экономической защищенности населения.

“Чиновники в Англии совершенно не похожи на чиновников Латвии! — считает Янис Гулбис. — Там они прямо заинтересованы в том, чтобы помочь человеку, потому что от этого зависит их карьерный рост. Любопытно, что сама система чиновничества напоминает систему Российской империи. В Англии 12 рангов чиновников. Ни один не может не то что перепрыгнуть через ступеньку, но даже для того, чтобы пойти на повышение, его настоящая работа должна отвечать квалификационным критериям”.

Основной критерий, по словам Я. Гулбиса, подача чиновником предложений для улучшения ситуации. Другими словами, если чиновник столкнулся с проблемой, которую существующие законы не позволяют разрешить, то он заинтересован в подаче предложений по изменению создавшегося положения. Это идет ему в зачет и позволяет подняться в следующий ранг. То есть в самой системе заложен принцип — госслужащий должен пройти всю служебную лестницу от низа до верха, умея досконально разбираться в сфере своей деятельности, лично решая сложные вопросы и совершенствуя саму систему!

В Латвии же чиновники не заинтересованы в решении проблемы клиента, поэтому и относятся к нему как к досадной помехе своей непыльной работе, а работа заключается в том, чтобы бумажки перекладывать из одной стопки в другую да посылать человека из кабинета в кабинет, по замкнутому кругу.

Ребята, принявшие участие в дискуссии (которая продолжалась 4 часа!), говорили хорошие умные слова. Может быть, потому, что собрались те, кто связывает свое будущее с Латвией и не собирается бежать с тонущего корабля. Говорили о том, что нас за прошедшие годы учили жить по принципу: “трать сегодня — отрабатывай потом”, и это привело к тому, что люди, не удосужившись рассчитать свои доходы и расходы, бездумно брали в кредит квартиры, машины, технику. Они сами своими руками накинули на свою шею петлю — но разве нет в этом вины государства, которое цинично подстегивало эту гонку потребления?

“Жить на те средства, которые не заработали, — установка, которая ведет к разрушению личности, группы или государства”, — говорили молодые люди. “Деньги не являются главной мотивацией труда. Огромную роль играет понимание того, ради чего ты это делаешь и что ты оставишь после себя”. Вспомнили и послевоенные годы, когда за 20 лет в Латвии было построено огромное количество больниц, поликлиник, школ, промышленных предприятий, причем построено зачастую на голом энтузиазме!

“Да разве только в Латвии! — воскликнул один из участников дискуссии. — А Германия после войны?! А Япония? Хиросима и Нагасаки лежали в руинах, но уже через 15 лет весь мир покупал японские Sony!” Да, есть вдохновляющие исторические примеры, есть и благие намерения. К тому же никто не желает остаться жить в пустом городе, по которому бродят бомжи и хулиганы, ищущие, у кого бы отобрать кусок хлеба. Все понимают, что если это твоя страна, то ты в ней хозяин, и значит, будущее этой страны зависит от тебя лично. Но что конкретно может сделать молодежь, чтобы изменить ситуацию? И может ли она это сделать?


Написать комментарий