Продать все!

"Вентспилс нафта" и Латвийское пароходство могут сменить владельцев еще до выборов!

Любая война, как известно, заканчивается миром. Война в бизнесе тоже, наверное, заканчивается примирением, вот только если не прекратить боевые действия вовремя, то можно просто погубить сам “предмет спора” — бизнес.

Вероятно, наконец это поняли и участники многомесячного противостояния в вентспилсском транзитном бизнесе. По неофициальной информации, полным ходом идет процесс предпродажной подготовки в “Вентспилс нафта” и двух связанных с ним предприятиях — “Латвияс кугниециба” и “Вентбункерс”. Опять–таки наши источники говорят о том, что все эти вышеупомянутые предприятия могут быть проданы уже в ближайшее время, причем до выборов в сейм, то есть до 2 октября!

На днях о возможной продаже трех очень важных транзитных компаний написали и латышские СМИ, однако в этих публикациях говорилось о том, что подготовка “Вентспилс нафта” к продаже займет 2 года. Наши же источники утверждают, что переговоры и само оформление возможной сделки вступило в завершающую стадию.

Напомним, что вот уже который год продолжается бизнес–война за влияние в вентспилсском транзитном бизнесе условно группы Степанова и группы Лемберга. Недавно в эту войну, в качестве третьей противоборствующей стороны, вступил и адвокат Рудольф Мерони, который сперва представлял интересы вентспилсского мэра, потом условно поддержал его оппонентов, а сейчас стал играть “на самого себя”. Играет он весьма успешно, особенно учитывая, что именно его прокуратура объявила главным свидетелем в уголовных процессах против Лемберга, к тому же отдала ему на хранение арестованное имущество (акции) вентспилсского градоначальника.

Эти три группировки и сражались друг с другом за влияние, при этом группа Степанова обвиняла — и, видимо, имела на то основания — адвоката Мерони в умышленном занижении ценности акций и других деяниях.

Наверное, не стоит объяснять, как себя чувствует бизнес, когда акционеры не просто спорят, а сражаются так, что аж дым идет. Очевидно, что это не повышает ценность компании, не привлекает к ней потенциальных инвесторов и клиентов. Разумеется, убытки несет и государство, ведь транзит по–прежнему остается одной из самых важных сфер латвийской экономики.

В итоге группа Степанова и его оппонент Лемберг пришли к логичной мысли о том, что самое лучшее в данной ситуации — это продажа “спорных” объектов. Стоит отметить, что еще в конце 90–х — начале 2000–х годов российские предприниматели настойчиво предлагали продать им упомянутые предприятия. По слухам, вентспилсский мэр был категорическим противником продажи. Итог — печальный. Во–первых, начался раздрай по этому вопросу среди основных акционеров, а во–вторых — это только ускорило процесс создания Россией альтернативных транзитных путей на Балтике. Речь идет о портовой системе в Приморске. Еще до начала строительства в Приморске и Усть–Луге Москва “закрыла вентиль” — один из двух трубопроводов Полоцк — Вентспилс, по которому доставлялась сырая нефть.

Но все это уже в прошлом, время исправлять ошибки. Тем более что интерес к покупке “Вентспилс нафта” проявляет могущественный австрийский миллиардер Мартин Шлаф, точнее — в качестве потенциального покупателя выступает семейный фонд Мартина Шлафа MS–Privatstiftung.

Шлаф известен во всем бизнес–сообществе как один из самых успешных бизнесменов в деле о покупке в Восточной Европе “проблемных”, но перспективных предприятий и последующей их продаже другим покупателям. Особенно Шлаф специализируется на транзитных (логистических) компаниях, поскольку имеет очень тесные связи с аналогичными российскими компаниями, прежде всего с “Газпромом”. Примечательно, что в совет “Вентспилс нафта” входят и два представителя Мартина Шлафа, в том числе его сын Александр–Давид Шлаф.

По неофициальной информации, переговоры о быстрой продаже “Вентспилс нафта” и еще двух компаний идут весьма успешно, правда, опять–таки по слухам, некоторые осложнения возникли из–за желания Мерони получить свою, причем весьма большую долю от продажи лакомого пирога. Как мы уже писали, группа акционеров недавно даже обратилась в суд и прокуратуру с тем, чтобы правоохранительные органы отменили свое решение о передаче акций Лемберга именно на сохранность швейцарскому адвокату Мерони.

Кстати, скандальный журналист Имантс Лиепиньш, занимающийся международными расследованиями, раскопал, что якобы Мерони подозревался в связи с экс–либерийским диктатором Чарльзом Тейлором, который уже предстал перед Международным трибуналом в Гааге. Фамилия Мерони действительно фигурирует в списке персон, нуждающихся в дополнительной проверке, и в докладе специальной комиссии по расследованию деяний либерийского диктатора.

Так или иначе, но едва ли эти нюансы биографии адвоката помешают продать “Вентспилс нафта”, “Вентбункерс” и “Латвияс кугниецибу”. По неофициальной информации, компания Мартина Шлафа затем довольно быстро продаст купленные компании российским партнерам — скорее всего это будет или “Газпром”, или “Руснефть”. Кстати, на днях в Латвии находился вице–президент “Газпрома” Кирилл Селезнев, и как вы понимаете, он приехал не только для того, чтобы посмотреть “Новую волну”…

“Конечно, все нормальные бизнесмены, работающие в сфере транзита, понимают, что продажа транзитных предприятий российским компаниям — это самый лучший, я бы даже сказал, единственно правильный вариант. Ведь у нас самих нефти и газа нет, мы все равно все это ввозим из России, и если транзитной компанией будут владеть те, кто имеет сырье, то это только пойдет нам на пользу. Россия, извините, трубы с собой не увезет, вся инфраструктура останется здесь, налоги тоже будут платиться здесь, рабочие тоже наши. Если бы в свое время “Вентспилс нафта” была бы продана российской компании (или по крайней мере россияне получили бы контрольный пакет), то по трубе и сегодня текла бы сырая нефть", — сказал один из предпринимателей, давно работающих в транзитной сфере.


Написать комментарий