Утверждена программа борьбы с теневой экономикой

Правительство сегодня одобрило подготовленный Министерством финансов план мер по борьбе с теневой экономикой и по обеспечению справедливой конкуренции на 2010-2013 годы

Для борьбы с теневой экономикой в плане предлагаются льготы для легально работающих предприятий. Цель документа – сделать теневую экономику по возможности менее выгодной.

План предусматривает также повышение необлагаемого подоходным налогом с населения минимума уже с будущего года. По мнению Минфина, это снизит для предприятий затраты на рабочую силу, а также будет способствовать более справедливому применению налога. В настоящее время необлагаемый минимум составляет 35 латов.

Также была достигнута договоренность о введении начального декларирования, или нулевой декларации, уже с 1 июля 2011 года. Предпринимателям предлагается легализовать недекларированные резервы средств, уплатив определенный налог. В случае уплаты основного долга предлагается погашение пеней.

В целом план содержит более 60 мер.

Как ранее сообщал портал ves.lv, уровень теневой экономики в Латвии выше, чем в мире, и самый высокий среди стран ЕС, говорится в новейшем исследовании Всемирного банка о теневой экономике в 1990-2007 гг.

В ходе исследования уровень теневой экономики измерялся в 151 стране мира. В Латвии он составил 41,6% от внутреннего валового продукта (ВВП), и по этому показателю она занимает 109-е место.

В Эстонии и Литве уровень теневой экономики, по оценке Всемирного банка, составляет соответственно 40,3% и 31,9% от ВВП.

Самый низкий уровень теневой экономики в Швейцарии – 8,6%, в США – 8,8% и Австрии – 9,8%. Самый высокий в Грузии – 68,8%, Боливии – 68,1% и Азербайджане – 63,3%. Сравнительно высока доля теневой экономики также в России и на Украине, которые занимают соответственно 130-е и 145-е места.

В целом уровень теневой экономики с 1999 по 2007 год в мире возрос – с 32,9% до 35,5% от ВВП. В Латвии ее доля в этот период возросла с 39,6% и 44,3% от ВВП.

По прогнозам Латвийской ассоциации коммерческих банков за время кризиса выросла теневая экономика. Об этом, к примеру, говорит тот факт, что доходы жителей в целом по стране падают, а торговые обороты растут. Значит, в эти торговые обороты попадают “серые” деньги. В качестве одного из способов борьбы с теневой экономикой банкиры считают необходимым скорейшее введение нулевой декларации с особыми условиями — амнистией для тех, кто до сих пор уклонялся от уплаты налогов.

Pasakumu plāns Еnu ekonomikas apkarošanai — такой документ родила рабочая группа в Министерстве финансов.

В нем 78 мероприятий, и в презентации его говорится, что он еще будет дополняться. Такое число мероприятий может получиться только в двух случаях: теневая экономика напала на страну неожиданно и вдруг, как птичий грипп или наводнение, и надо срочно устраивать круговую оборону или надо срочно сочинить документ, по объему адекватный выделенному финансированию, получить деньги, устроить презентацию и забыть. Можно еще показывать его потом МВФ, когда спрашивают. С чем же наши ребята решили бороться и “преодолеть”?

Что такое “теневая экономика”?

Это экономика, которая официально не платит налоги. Во всем остальном это нормальная экономика. Она производит продукцию или услуги, покупает сырье, платит зарплаты, наполняет рынок и сама создает спрос на рынке. Обеспечивает жизнь огромному количеству народа. Даже платит налоги — неофициально. Рассказы о том, что невозможно изловить “теневиков”, — фантастика. Если что–то не видно — значит, закрыты глаза и наведена тень. На плетень. Вот у нас в микрорайоне строился дом. Бурно, спешили — за кредиты надо платить. Но в отдельные дни там вдруг наступала тишина, три–четыре человека лениво катали тачку и ворочали что–то лопатой. В “тени”. Очень просто. Демонстрировали кому–то отсутствие теневой экономики.

Теневая экономика была всегда. Во времена СССР она составляла около 2% от ВВП, в свободной Латвии в 90–х годах достигла 40–45%, потом, в “жирные годы”, когда большинство “теневиков” занялось — совершенно легально — спекуляцией недвижимостью, она усохла до 20–25%, но кризис все вернул обратно. В то время как 80% фирм оказались убыточными, зарабатывать можно стало только в “тени”. По сегодняшним оценкам, теневая экономика составляет 40–45%. В деньгах это 5200 миллионов латов в год. Это ее продукция и ее финансовые возможности.

Вот первый вопрос. Можно apkarot такую силу? Можно. Но военные уставы говорят: для того чтобы победить
обороняющегося противника, надо обеспечить не менее чем трехкратное преимущество. Для победы требуется 15 600 миллионов латов. Больше, чем в нашем ВВП. А не 78 пунктов на бумаге — пустое.

Второй вопрос. А надо ли? Сейчас у нас кризис. ВВП уже упал за два кризисных года на 22,5%. И еще (по очень скромным прогнозам) в этом году упадет на 4–6%. Фактически, наверное, больше: правительство опять планирует увести с рынка 400 миллионов латов — для МВФ. Это еще падение. К концу года суммарное падение будет уже около 28–30%. Это самое выдающееся достижение в мире. Вот премьера даже пригласили в США прочитать лекцию о его опыте. Такой развал, а правительство на месте! И еще собирается переизбираться. Фантастика! У американцев так не получается.

Если мы еще “преодолеем” теневую экономику и она исчезнет, то от оставшегося ВВП пропадет еще 40% теневой. Ведь ее вытащить на свет невозможно — умрет. Остается тогда 30%. Смерть. Закрыть надо будет Латвию. Даже на то, чтобы косить сухую траву и получать за это погектарную компенсацию из ЕС, сил не будет. А правительству самому придется зарабатывать себе на жизнь на Центральном рынке.

Что дает нам теневая экономика, которую мы пытаемся (?) преодолеть?

40% ВВП — сумма огромная. Мы ее видели. Латвия еще жива благодаря ей. Теневые предприниматели, производя эту добавочную стоимость, не платят с нее официальных налогов. Неофициальные откаты — чтобы закрывали глаза, можно оценить в 3–8%. Это опыт “Аэродиума”. Получается 150–420 миллионов латов. Солидно. Кто решится зарезать курочку, несущую такие золотые яйца? Пусть живет вечно. Но это только одна сторона.

Предположим, кто–то производит в “тени” продукцию. Все равно что: пипаркукас или аусеклитисы из янтаря и жемчуга — не имеет значения. Не платя налоги, он имеет возможность заплатить вдвое больше своим рабочим или пустить их вдвое больше на развитие. Но куда потом идут эти деньги? Рабочие их несут в магазины, покупают то, что надо для жизни. Вот и все. Нелегальная жизнь теневых денег кончилась, они попали в кассу и в официальный товарооборот. Со всеми его налогами и поборами за всякие лицензии, которые постоянно выдумывает правительство. Но их в кассу магазина попало вдвое больше, ведь 58%, которые надо было сразу отчислить государству на его прибамбасы, вместо этого попали на рынок и оживили его. Рынок, а значит, и вся наша рыночная экономика оживились. И прирос наш ВВП, который сейчас падает. И дальше деньги на рынке постоянно циркулируют — от покупателя к продавцу, далее к поставщику, потом к производителю, дальше к производителю сырья и материалов и т. д. До 12 переходов получается, и каждый раз производится добавочная стоимость и платятся налоги. И создается это на деньги, заработанные в “тени”. И государство ничего от этого не теряет, а выигрывает. Средства, генерируемые в теневой экономике, оживляют и развивают и официальную экономику. Вот почему мы еще живы в глубочайший кризис, который себе устроили.

Спешить забрать деньги налогами, пока они не попали на рынок, — значит убить свою рыночную экономику. Этим постоянно занимается наше правительство. И очень преуспело — наш провал в кризис самый глубокий в мире. Больше таких дураков в мире нет. Мировая экономика их уничтожает — естественный отбор. Если мы не изменимся, тоже пропадем с мировой арены без следов.

Как строится развитие (без дураков)?

Вот пара примеров. Первый пример — США. Как страна прерий, мустангов и бизонов превратилась в мировую индустриальную супердержаву?

Оказывается, очень просто. С момента возникновения колоний и вплоть до конца ХIХ века в США не было никаких внутренних налогов. А правительство жило за счет таможенных пошлин на ввоз. Их ввел еще английский король. По нашей сегодняшней терминологии — вся экономика США на протяжении 200 лет была теневой. И росла как на дрожжах, защищенная таможенными пошлинами.

Другой пример. Совсем рядом. Узбекистан. Он растет совершенно монотонно и изумительно с 1995 года. Основа тоже очень простая: новые предприятия, создаваемые в республике, освобождаются от налогов на пять лет с момента получения первой прибыли. Тоже фактически, по нашим критериям, более пяти лет предприятия растут в “тени”. И никто за ними не гоняется и даже взяток не требует. А вот результаты за 1–й квартал этого года: ВВП — 107,6%, промышленная продукция — 107,0%, продукция сельского хозяйства — 106,1%, экспорт — 122,1%, строительство жилья — 110,6%, построено 1,6 миллиона квадратных метров, создано 215,4 тысячи новых рабочих мест, ровно столько, сколько у нас безработных, а число ищущих работу безработных составило 21,1 тысячи человек. Можете все это сравнить с нашими. А средства созданного государством Фонда реконструкции и развития выросли в 2,9 раза (!) и достигли 5 миллиардов долларов.

Есть и другие примеры, где благополучно миновали кризис, совсем рядом: Польша, Белоруссия. Поезжайте и учитесь. Было бы только желание.

У нас тоже в госкассе лежат два миллиарда. Но нельзя трогать — вдруг для наполнения продаваемого “Парекса” понадобятся.

В Латвии, с момента обретения независимости никогда условий для развития никто создать не пытался. Просто смотрели, что еще можно утащить из созданного “оккупантами”. “Святая” борьба с последствиями “оккупации”.

А что делать с теневой экономикой?

Теневая экономика — это те зародыши новой экономики, из которой должно вырастать наше экономическое развитие. Просто надо ее не преодолевать и уничтожать, а поливать и окучивать, чтобы она росла возможно быстрее. Вырастая, она выйдет из “тени” — большое предприятие там не помещается. Ведь то, что теневая экономика в Латвии достигает 45%, означает не ее феноменальное развитие, а умирание официальной экономики. Остается одна теневая. Скоро будет 100%.

И умирание продолжается. Вот неплатежеспособной стала уже “Лаума”. Одно и новейших предприятий — “оккупанты” его построили и оснастили новейшим западным оборудованием и технологиями в 80–х годах. Латыши продали эстонцам: зачем нам это? И действительно, зачем? Ведь “Парекса” на всех хватит.

Для чего сочинили “План подавления теневой экономики”, я думаю, вы уже поняли. Но там есть и один (из 78) реальный пункт: “Отменить ограничения в торговле алкоголем после 22 часов”. Погуляем?

Автор: Эрнест Буйвид.


Написать комментарий